Праведные женщины: Асия бинт Музахим, Марьям бинт Имран и Фатима бинт Мухаммад. Жены фараонов и их разные статусы в истории древнего египта Фараон и его жены


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Ответ:

В Коране сообщается о том, что она нашла Мусу (алейхи салям) и взяла его во дворец. В год рождения Мусы (алейхи салям) фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков сынов Исраилевых.

По повелению Аллаха Всевышнего, мать Мусы положила его в ящик и опустила в воды Нила. Когда ящик с ребенком проплывал мимо дворца фараона, его нашли служанки и принесли ей. Увидев ребенка, сердце Асии наполнилось любовью к нему. И несмотря на сильное желание фараона убить этого ребенка, Асия воспрепятствовала этому, и сумела уговорить фараона оставить ребенка себе.

Несмотря на то, что Асия (радыйаллаху анха) была женой такого нечестивца и негодяя, как фараон, она являлась женщиной, уверовавшей в Аллаха Всевышнего. Благодаря тому, что она была верующей и взяла под свою защиту Мусу (алейхи салям), Аллах Всевышний даровал ей высокую степень. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самыми достойными из женщин Рая будут Хадиджа бинти Хувайлид, Фатима бинти Мухаммад, Марьям бинти Имран, и жена фараона – Асия бинти Музахим» (Ахмад ибн Ханбал, Хаким).

Асия была очень искренней и стойкой в своей вере женщиной. Когда наступало время поклонения, она находила предлог чтобы уединиться в своей комнате и там тайком совершала поклонение Аллаху.

На протяжении долгого времени скрывала свою веру и поклонение. Последней каплей стала зверская казнь фараоном жены Изекиля. Асия видела из окна дворца, с какой жестокостью была казнена эта женщина.

Асия видела, как к жене Изекиля снизошли ангелы и забрали ее душу, и то, каких благ она удостоилась, и это еще больше укрепило веру Асии. И в этот момент в комнату Асии неожиданно вошел фараон и стал ей рассказывать о том, как была жестоко казнена жена Изекиля. Когда он закончил свой рассказ, Асия (радыйаллаху анха) сказала ему:

«Горе тебе, о, фараон! Как ты только осмеливаешься выступать против Аллаха, подвергая мучениям уверовавших?».

Не ожидая услышать подобного, фараон сказал: «Неужели одержимость той женщины, которая была казнена, охватила и тебя?».
Асия ответила: «Нет! Она не была одержимой, и я не являюсь таковой. Знай, что я уверовала в Аллаха – Господа миров».

Фараон сказал Асие: «Либо ты отвергнешь Бога Мусы, либо умрешь в страшных мучениях».

Но Асия была тверда в своей вере и отвергла предложение фараона. И тогда по приказу фараона Асия (радыйаллаху анха) была замучена до смерти. На это в Коране имеются следующие указания:

«Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!»» (ат-Тахрим 66/11).

В риваятах сообщается, что эта мольба стала последними словами Асии (радыйаллаху анха), отдавшей свою жизнь на пути Аллаха и удостоившейся степени павшего на пути Всевышнего.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Асия - жена фараона, воспитавшая пророка Моисея. Разные народы по разному называли и называют эту женщину.Асия и Асият- это одна и та же. Асият. Когда Асият была еще в утробе матери, ее отец Музахим увидел сон, будто бы на его спине выросло дерево, и черный ворон постучал по этому дереву. "Это мое дерево", – сказал он, садясь на него. В эту минуту Музахим проснулся, но истолковать сам свой сон не смог, поэтому отправился к человеку, который умеел это делать. "У тебя родится славная дочь, но судьба ее связана с кяфиром, рядом с которым она умрет", – объяснил тот сон Музахима. Вскоре родилась Асият. Когда ей исполнилось двадцать лет, какая-то птичка уронила на подол ее платья жемчуг, а затем, обращаясь к Асият, сказала: "Когда этот жемчуг позеленеет, ты выйдешь замуж, а когда он приобретет красный цвет, ты станешь шахидкой". После этого Асият прославилась в народе, она делала людям только добро. Слухи о ней дошли до фараона, и он отправил сватов к ее отцу. Музахиму это очень не понравилось, он хотел отказать ему под предлогом того, что Асият еще слишком молода. Но фараон не захотел слушать его. Тогда Музахим потребовал выкуп. Фараон наотрез отказался платить его. Асият же отказывалась выйти за него, если даже он отдаст выкуп: ей не по душе был человек, объявивший себя Богом. "Ты придерживайся своей религии, а он – своей", – говорил ей отец. Наконец она согласилась, и фараон тоже выполнил требование ее отца и отдал выкуп – десять якия серебра и золота. Специально для нее он построил большой дворец, приставил к ней служанок и сыграл пышную свадьбу.................................... Безжалостный фараон зверски пытал ее, прибив ноги и руки гвоздями, и предупредил, что зарежет ее детей, если она не уверует в него. Но Машитат это не напугало, тогда фараон по очереди убил ее детей, а Машитат сжег в печи. Когда она умерла, ангелы поздравили друг друга с тем, что она теперь будет вместе с ними, и спустились за ней. Асият видела, как они вознеслись с душой Машитат, и это еще больше укрепило ее веру. У нее появилось чувство восхищения ее смертью, и Асият взмолилась Всевышнему, чтобы он уготовил в Раю ей место рядом с Собой. Асият совсем потеряла терпение и, обращаясь к фараону, напомнила ему все его безжалостные поступки. "До каких пор ты будешь пользоваться Его дарами, не познав Его?" Фараон растерялся от такой неожиданности и созвал всех визирей посмотреть, как Муса (мир ему) свел Асият с ума. Позвали посмотреть и мать Асият, как заколдовали ее дочь. Она просила свою дочь слушаться фараона, но Асият принесла свидетельство, что ее Господь – это Аллах, сотворивший Вселенную, и что Муса (мир ему) – Его посланник. Посоветовавшись с визирями, фараон пришел к решению убить Асият. Ее сожгли также, как и Машитат. Есть версия, согласно которой руки и ноги Асият были прибиты гвоздями. Во время пыток ангел Джабраил (мир ему) повелел ей поднять голову, и она увидела дом, уготованный в Раю для нее, и от радости, позабыв о муках, засмеялась. Ангел напоил ее напитком из Рая и сообщил еще одну радостную весть, что в Раю она будет женой пророка Мухаммада. Смех Асият в предсмертных муках поразил фараона, и он созвал всех посмотреть на сошедшую с ума жену. Так закончилась жизнь женщины, которая воспитала пророка Мусу (мир ему) и не потеряла веры в единого Создателя, несмотря на все трудности, которые ниспослал ей Всевышний.

Нефертити

Древнеегипетская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Достаточно сказать, что культура Египта и сейчас поражает воображение своей красотой, органичностью и неповторимой одухотворенностью. Греки и римляне поражались научным знаниям египтян, признавая за ними безусловное лидерство не только в математике, но и в медицине, астрономии, химии.

Мы, живущие в XXI веке, восторгаемся их достижениями в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве.
Темы, посвященные Древнему Египту, никогда не потеряют своей актуальности и непременно будут вызывать интерес у публики.

Благодаря трудолюбию, терпению и преданности своей профессии египтологи год от года обнаруживают новые, ранее неизвестные факты, которые позволяют не только приоткрыть завесу над таинственным прошлым древнеегипетского государства, но и увидеть уже известные свидетельства под новым углом зрения.

За три тысячелетия египтяне повидали немало правителей, как хороших, так и плохих. Длинная верениц владык Верхнего и Нижнего Египта лишь шесть раз была прервана появлением на престоле страны женщины, облеченной всей полнотой единоличной власти.

Фактически само слово «фараон» представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства. Женщина-фараон… Сколько вопросов возникает при прочтении этого словосочетания, немного непривычного для слуха. Следует ли данное явление рассматривать как прихоть капризной дамы Фортуны, своеобразный человеческий казус, или оно является логичным завершением законности прав женщины на двойную корону Египта?

Впервые широкой общественности в начале XXI века были представлены такие исторически значимые фигуры египетских цариц как Хатшепсут, Нейтикерт, Кэйе, Нефрусебек, Таусерт и Мерьетнейт, благодаря увлекательной книге С.В. Мышуста «ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ». Как пишет автор: «Они действительно заслуживают того, чтобы о них мог узнать любознательный читатель, интересующийся славным прошлым Древнего Египта. Судьба каждой из женщин тесно переплетается с судьбой страны, она по-своему уникальна и трагична».

Марьетнейт.

Оттиск печати из гробницы Хора Дена c с именем МерНейт (Умм эль Кааб, Абидос)

Открывает список величайших из женщин-фараонов царица Мерьетнейт (Мерит-Нейт) – «Любимица богини Нейт» или «Нейт победоносная», правившая предположительно во времена I династии. Точные даты ее жизни и правления до сих пор не выяснены.

В 1900 году в Абидосе была исследована гробница V, где археологи обнаружили внушительных размеров стелу, содержавшую имя – Мерьетнейт. Поздние раскопки доказали, что это имя принадлежало женщине, и судя по пышности захоронения, носила она титул царицы.

Погребальная стела Мернейт, Абидос

В Саккаре египтологам удалось выявить вторую гробницу, датированную примерно 2940 годом до н.э., также принадлежавшую Мерьетнейт, поскольку надписи на печатях и сосудах, обнаруженные в Абидосском захоронении были идентичны надписям Саккарской мастабы.

Первоначально здесь находилась солнечная ладья, длина которой составляла 17,75 метра. В ней дух умершей Мерьетнейт должен был путешествовать по небу вместе с богом Солнца.

Там же были обнаружены 77 могил слуг царицы, расположенные правильными рядами. Исследования гробниц Мерьетнейт дали все основания египтологам относится к ней не только как к авторитетной фигуре регентши при малолетнем царе, но и рассматривать ее как первую, самостоятельно и единолично правившую женщину-фараона.

Нейтикерт.

С 2218 по 2216 год до н.э. Египтом правила Нейтикерт (Нитокрис), что означает «Нейт превосходная». Существует версия, будто бы эта сильная, но отчаявшаяся женщина зло отомстила своим обидчикам за убийство своего брата, являвшегося также ее мужем. По велению царицы, были выстроены обширные подземные покои, на торжественное открытие которых Нейтикерт пригласила главных виновных лиц. В разгар пиршества из потайных каналов хлынули потоки воды величественного Нила, затопив все вокруг.

Нейтикерт оказалась последней из VI династии на престоле Египта, и легкой ее судьбу нельзя назвать. В период правления Нейтикерт, страна находилась в жесточайшем кризисе, из которого женщина-фараон не могла и возможно уже не стремилась ее вывести.

Нефрусебек.

Предположительно, торс статуи Нефрусебек, Лувр

Последним представителем XII династии, возложившим на свою голову двойную корону Египта, стала женщина по имени Нефрусебек. Ее имя символизирует почитание египетского бога-крокодила Себека. Нефрусебек была дочерью фараона Аменемхета III.

Ее отец проявил себя сильным и волевым человеком, что подтверждается как его мерами по укреплению центральной власти, так и тем, что, несмотря на покушения и заговоры, он удержался на троне 46 лет.

Как гласит Туринский папирус, срок царствования Нефрусебек составил 3 года 10 месяцев и 4 дня (с 1798 по 1794 гг. до н.э.) Этой царице приписывают строительство большой пирамиды в Мазгуне.

Хатшепсут.

В XVII веке до н.э. царственный трон по достоинству и полному праву переходит одной из самых легендарных женщин-фараонов - царице Хатшепсут. Немаловажное значение в становлении характера Хатшепсут имели ее предки, точнее, гордость от понимания того, что в ее жилах течет кровь отважных, могущественных и величественных людей. Предков, которые в знак признания своих заслуг перед Египтом были обожествлены после смерти.

Хатшепсут

Все египтологи единогласно приписывают этой великой женщине такие качества как незаурядность, острый ум, гибкое мышление, предприимчивость и великолепное знание психологии. Двадцать лет трон находился в руках Хатшепсут, и за все это время на нее не было совершено ни одного покушения. На всех официальных приемах царица облачалась в царственные мужские одежды и сознательно носила накладную бородку. Время правления Хатшепсут – время стабильности, спокойствия, созидания и расцвета страны.

Кэйе.

Царица Кэйе

У фараона XVIII династии Аменхотепа IV (более известного нам под именем Эхнатона) было две жены: Нефертити и Кэйе. Первая из них прославилась прежде всего своей красотой, ставшей эталоном на многие столетия.

Второй, будучи поначалу простой наложницей в многочисленном гареме, удалось при живом фараоне и по его инициативе стать следующей женщиной-фараоном.

Оставаясь вечно в тени несравненной любимицы фараона Нефертити, царица Кэйе (Кийя) отличалась спокойным нравом и самообладанием, покорностью и терпением, умом и предусмотрительностью.

Отношения между царем и Кэйе всегда носили ровный и спокойный характер, лишенный излишней импульсивности и эмоциональности, построенный больше на доверии и взаимоуважении.

В течение шестнадцати лет правления Эхнатона, на всех официальных раутах и праздничных церемониях рядом находилась только роскошная и чувственная красавица Нефертити. Лишь в последний год своей жизни и своего правления фараон неожиданно для всех принимает решение сделать Кэйе своим соправителем.

Однако править Египтом Кэйе пришлось совсем недолго, меньше чем через год после ее провозглашения в статусе фараона, она умирает. Причина ее смерти и по сей день остается загадкой для египтологов.

Таусерт.

Последней, шестой, женщиной-фараоном на троне Древнего Египта была Таусерт. Ее правление в этом качестве замыкает собой XIX династию владык «Обеих Земель». Таусерт обладала всеми качествами активного верховного деятеля: решимостью, целенаправленностью, хитростью и своенравностью.

Гробница Таусерт

По примеру Хатшепсут она развернула масштабную строительную деятельность, направленную на обоснование легитимности своей власти. Однако, практически все ее начинания остались незавершенными, вследствие чрезвычайно короткого срока правления и тяжелейшего кризиса, охватившего страну. К тому же, последующие владыки Верхнего и Нижнего Египта приложили немалые усилия по уничтожению любых исторических упоминаний о царице Таусерт.

Нефертари

У каждой из могущественных египетских женщин-фараонов были свои мотивы и способы получения абсолютной власти, свои итоги и финал.

Первая женщина-фараон Мерьетнейт сумела показать, что двойная корона Египта смотрится на женской голове так же органично, как и на мужской, а исполнение возложенных на нее обязанностей осуществляется с не меньшим тщанием и усердием, чем фараоном-мужчиной.

Ни одна из цариц, за исключением Хатшепсут, не ставила своей изначальной целью приобретение титула фараона. Они получали его либо в силу сложившихся обстоятельств ввиду смерти прямых наследников мужского пола, либо, как в случае с Кэйе, по инициативе самого царя.

Кроткая Кэйе не получила особой выгоды из перемены своего статуса, напротив, короткий миг славы и величия пришлось оплатить ценой жизни.

Взвешенность, умеренность и неторопливая мудрость Нефрусебек подарила Египту дополнительные четыре года покоя, а личная драма Нейтикерт и импульсивность Таусерт привели государство к краху.

Клеопатра

Хатшепсут, пожалуй, единственная из цариц, изначально поставившая перед собой цель добиться титула фараона. Она тщательно продумала свой путь к власти, а получив двойную корону и трон Египта, успешно реализовала заблаговременно подготовленную программу царствования.

Известные египетские женщины Нефертити, Нефертари, Туйа и Клеопатра имели титулы величайших цариц Египта, но титула фараона не имели.

Непосредственной участницей и свидетельницей формирования института царской власти и древнеегипетской государственности была Мерьетнейт, первая женщина-фараон.

Смерть Клеопатры знаменует собой потерю государственности Египтом и ликвидацию царской власти.

Царица стояла у истоков египетского государства, царица стала и последним правителем Египта.

Фото из открытых источников

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой. (сайт)

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Фото из открытых источников

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Фото из открытых источников

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Фото из открытых источников

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Фото из открытых источников

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоны, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Фото из открытых источников

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Фото из открытых источников

Правила она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Фото из открытых источников

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то