Собор парижской богоматери интересные факты кратко. Собор парижской богоматери. События и лица в истории

Трагедия всей Франции. В результате пожара обрушились шпиль, часы и крыша здания. Пожарным удалось спасти обе колокольни собора, пламя не затронуло и главные святыни: терновый венец, тунику святого Людовика; спасены несколько картин. Очагом воспламенения по мнению пожарных стали строительные леса, возведенные на чердаке собора. Напомним, что реставрационные работы начались весной этого года, планировалось завершить работы к 2022 году. Пожар начался в 18:50 по местному времени 15 апреля, по данным на 16 апреля, пожар потушен. В ходе спасательной операции пострадал один пожарный.

Итоги пожара

На место происшествия прибыл президент Франции с супругой, который пообещал полностью восстановить реликвию, при содействии «лучших талантов современности». Надежда на полное восстановление имеет место быть, так как собор досконально изучен, сохранены старинные чертежи.

По предварительным оценкам, ущерб обойдется в сотни миллионов евро. Сегодня Фонд наследия объявил начало национальной компании по сбору средств на восстановление собора, по последним данным 240 человек передало в Фонд более 6 тысяч евро.

По предварительным оценкам, на восстановление здания может уйти не менее 10 лет.

На данный момент с острова Сите эвакуированы все жители, в целях безопасности запрещена навигация по Сене в окрестностях острова.

Прокуратура Парижа ведет расследование в связи с неумышленным причинением ущерба в ходе пожара.





Собор Парижской Богоматери — Notre-Dame de Paris

У каждой страны есть объекты — ассоциации. В Париже, на мой взгляд, их два - и Собор Парижской Богоматери. Побывать в Париже и не увидеть (хотя бы!) эти два шедевра архитектурной мысли - настоящее преступление.

Более 14 миллионов туристов ежегодно посещают это место, хранящее неразгаданные тайны и мистические откровения.

Место «невероятной силы» — именно так называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. А легенды добавляют объекту мистический дух.

Фотографии собора



  • Нотр-Дам выстроен на месте, где в древние времена стояли четыре разные церкви: Христианский приход, базилика Меровингов, Каролингский храм и романский Кафедральный собор. Кстати, именно руины последнего собора послужили фундаментом для нынешнего.
  • Строительство продолжалось 182 года (1163-1345 гг).Спустя 19 лет строительных работ появился главный алтарь, который сразу же освятили, спустя еще 14 лет - закончено строительство нефа. Затем строительство продолжалось на территории центрального (западного) фасада, который богато украшен скульптурами и барельефами.
  • Западный фасад и две башни строились 45 лет (1200-1245гг.). Различную высоту башен объясняет тот факт, что над строительством работало много архитекторов, которые смешали два стиля - романский и готический.
  • Летом 1239 года король Людовик IX внес в храм главную святыню и реликвию - Терновый венец.
  • Гаргулии на вершине собора Нотр дам раньше использовались в качестве водосточных труб - теперь же это одно из украшений здания.
  • Вместо привычных настенных картин с изображением святых - высокие витражи, которые являются одновременно и украшением собора и источником света. Витражами разделяли помещения, так как по окончанию строительства в соборе не было предусмотрено ни одной стены. Вместо стен здесь были колонны и арки.
  • После завершения строительства собор являлся главным духовным очагом Франции - здесь проводились королевские свадьбы, коронации, похороны и другие важные в масштабах страны мероприятия. Несмотря на важную роль собора в жизни страны, его стены принимали и простолюдин, которым оказывалась помощь.
  • Богачи доверяли стенам собора и приносили все свои сокровища на хранение. Именно таким образом, в стенах храма сформировалась сокровищница.
  • Во время Французской революции якобинцы хотели разрушить собор, однако жителям удалось его спасти - они собрали деньги в поддержку мятежникам и передали их новому правительству. Несмотря на уговор, свое обещание революционеры сдержали не полностью - колокола были переплавлены в пушки, надгробия - в пули, скульптуры иудейский царей были обезглавлены. Здание собора использовалось в качестве винного склада - именно в этот период Нотр-дам потерял свою значимость. Католический храм был возвращен духовенству только в 1802 году.
  • Благодаря известному роману Виктора Гюго «Собор парижской богоматери»(1831 г), где писатель задался целью разбудить в народе любовь к французской архитектуре, в 1841 году была начала реставрация собора. На верхней площадке перед башнями появилась знаменитая галерея химер. Скульпторы создали изображения мифических существ, которые воплощали в себе характер человека и разнообразие его настроений.Реставрация продолжалась 23 года, в ходе которой реставраторы смогли заменить все разбитые скульптуры, возвести высокий шпиль, восстановить витражи. Были убраны строения, которые примыкали к собору, благодаря чему перед главным входом появилась площадь.
  • В 2013 году, в честь 850-ти летия собора, были отлиты новые колокола, в количестве 9 единиц. Так же был реконструирован крупнейший во Франции церковный орган, появившийся здесь в начале XV века. Сейчас инструмент полностью компьютеризирован, при этом корпус выполнен в стиле Людовика XVI.
  • Сегодня Нотр-Дам-де-Пари действующая церковь: здесь постоянно проходят богослужения, во время которых используются современные видеоэффекты. Ежедневно в 8:00 и в 19:00 можно услышать звон колоколов.
  • Наряду с верующими в собор допускаются и туристы. У всех посетителей есть уникальная возможность осмотреть священные реликвии, а также ценные вещи, которые скопились в соборе за его долгую историю.
  • (цена: 25.00 €, 3 часа)
  • (цена: 15.00 €, 1 час)
  • (цена: 35.00 €, 2.5 часа)

Достопримечательности

Здесь вы найдете более развернутую информацию об объектах собора. Данная информация будет полезна для общего ознакомления.

Апсида — Chevet

С набережной Турнель можно увидеть апсиду её подпорными арками и серо-зелёным сводом. Она расположена в восточной чати, символизирует восход солнца Воскресения.

Традициооно апсидная сторона служит для сбора внутренних ритмических потоков и высшей божественной энергии космоса.

Благодаря особенной конструкции создаётся впечатление присутствия Бога среди людей. После реставрации собора были заменены арки по проекту Жана Рави. Сегодня размер арок достигает 15 метров.

С южной стороны можно увидеть как выглядел собор в XIX веке. Раньше здесь находился дворец архиепископа, который был снесён вместе с казной и ризницей во время беспорядков 1831 года. Дворец решили не восстанавливать.

Часовня рыцарей Гроба Господня — Chapelle des Chevaliers du Saint-Sépulcre

В самом сердце собора находится Часовня рыцарей Гроба Господня, которая официально была открыта 6 марта 2009 года. Церемонию возглавил монсеньор Туаль, Патриарх Латинский из Иерусалима. Реставрация часовни проходила в соответствии с пожеланиями кардинала Люстиже и его преемника, кардинала Вен-Труа.

В этих стенах, в современном реликварии из красного стекла, лежит самое драгоценное сокровище – терновый венец Христа, завёрнутый в пурпурную мантию. Священный венец являет собой пучок сплетённых терновых веток без шипов, которые еще в древние времена разобрали по различным храмам и монастырям, с дополнительно вплетёнными в него несколькими веточками ароматического растения зизифуса.

Он заключён в хрустальном кольце, имеющем золотую оправу. Невозможно с точностью утверждать, что венец Христа является подлинным, но первые упоминания о нём задокументированы в IV веке.

Большую часть времени святой венец находится в специальном хранилище и не выставляется. Для поклонения верующих его торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и на Великую пятницу. В церемонии принимают участие рыцари Гроба Господня.

Позади реликвария на алтаре установлена статуя Богоматери семи скорбей, которая держит в своих руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову её сына.

Часовня пресвятых даров — Chapelle du Saint-Sacrement

Рядом с Часовней рыцарей Гроба Господня, в оси нефа, находится ещё одна необычная капелла. Она называется Часовня пресвятых даров и посвящена матери Иисуса Христа, что часто встречается в церквях эпохи Микеланджело.

Её строительство началось в 1296 году по инициативе епископа парижского Саймона Матиаса де Буше. Эта часовня ещё известна под названием «Богоматери семи скорбей». Она служит для медитаций и сакральных молитв священного таинства.

На правой стене можно увидеть старинную фреску XIV века, на которой изображена девушка, принимающая свою душу в присутствии Святого Дени и Святого Никеза, являющегося покровителем часовни.

На алтаре часовни, увенчанным статуей Девы Марии, в течение всего дня выставлены Святые Дары, то есть хлеб, ставший телом Христовым, символизируя присутствие самого Бога. Адорация или поклонение Святым Дарам широко распространено в традициях Католической Церкви. Люди приходят сюда поодиночке или группами, для того чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.

Пьета — Pietà

В глубине храма на самом видном месте центрального нефа расположился алтарь. За ним на небольшом отдалении предстаёт знаменитая «Пьета» – скульптурная композиция творения Николя Кусту. У её подножия резной цоколь, выполненный Франсуа Жирардоном.

В центре изображена Дева Мария, удерживающая на руках своего мёртвого сына, которого только что сняли с креста. Взгляд богоматери обращён не на бездыханное тело Иисуса, а к небесам. Её лик выражает скорбь и, в то же время, надежду на воскрешение Христа, обещанное ей свыше. По сторонам от Девы Марии расположены изваяния двух монархов: правое – Людовика XIII (скульптор Николя Кусту) и левое – Людовика XIV (скульптор Антуан Куазевокс).

При этом Король Людовик XIII как бы предлагает матери Христа свою корону и скипетр, а его сын Луи XIV склонился в молитве. Этот необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: венец терновый, гвозди, губку с уксусом, бич, пику и табличку INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский).

Предыстория появления статуй также заслуживает внимания. Страстно желая долгожданного рождения своего будущего наследника, Людовик XIII дал обет приукрасить алтарь и Пьету, если господь пошлёт ему сына. Его мечта сбылась в 1638 году с появлением на свет Людовика XIV, но спустя 5 лет король умер, так до конца не выполнив своего обещания. Его преемнику удалось воплотить в жизнь завещание отца только через 60 лет, когда в результате масштабной реконструкции на смену готическому стилю пришёл барокко.

Амбулаторий — Déambulatoire

В церковной терминологии «амбулаторием» называется полукруглый обход вдоль алтарной апсиды, которая является завершением центрального нефа. Он выглядит как продолжение боковых нефов, плавно переходящих друг в друга.

В соборе Парижской Богоматери двойной амбулаторий разделён колоннадой и имеет выход в наружные апсидные капеллы (часовни). Всего их пять, и они лучами расходятся вокруг алтарного выступа, образуя «венец капелл». Все они имеют посвящение разным святым и украшены прекрасными изваяниями и витражами, которые являются настоящими произведениями искусства. В них также находятся мавзолеи, гробницы и надгробные монументы многих выдающихся религиозных деятелей и прочих известных личностей. К примеру, возле восточной стены начальной апсидной часовни, посвященной Святому Гийому (Вильгельму), размещается мавзолей графа Анри Клода д’Аркура (1704-1769), служившим генерал-лейтенантом в королевской армии. Скульптурная композиция изображает покойного графа, который, услышав плач коленопреклоненной супруги у своего гроба, приподнимается и, освободившись от савана, протягивает руки к преданной жене.

Но за спиной покойного стоит сама Смерть с песочными часами в руке, показывая графине, что настал и её час. Весь образ графини выражает страстное желание немедленно воссоединиться с возлюбленным супругом.

Этот архитектурный ансамбль был построен в конце XIII – начале XIV веков. В ходе полномасштабной реставрации, которую в XIX веке возглавлял знаменитый парижский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, всё пространство амбулатория было оформлено с использованием оригинальной настенной росписи, воссозданной с удивительной исторической точностью. Именно поэтому, здесь царит необыкновенно одухотворённая и восторженная атмосфера.

Алтарь — Choeur

В середине центрального нефа находится необычный средневековый алтарь. По обеим сторонам от него расположены резные сцены, запечатлённые в камне, называемые алтарной преградой. Она появилась в соборе в XIV веке, когда мастер, предположительно Жан Рави, вытесал из камня изящную перегородку, изолирующую клирос (хоры) от нефа. На преграде последовательно изображаются сцены из Евангелия в скульптурном исполнении. Все картины выполнены в полихромных тонах. В середине XIX века здесь также проводились реставрационные работы под руководством Виолле-ле-Дюка, тогда и произошло обновление цветовой гаммы.

За алтарем на значительном возвышении расположены длинные стрельчатые окна, выложенные цветными витражами XIX века, заменившие первоначальные утраченные мозаики XIII века.

Реконструкция хоров задумывалась ещё при Людовике XIII, как дань благодарности Деве Марии, даровавшей Франции долгожданного наследника Луи XIV в 1638 году. С этого периода каждый год 15-го августа на Успение – главный церковный праздник, посвящённый Марии – крёстный ход торжественно проплывает по улицам Парижа, как напоминание о «королевском обете». Через пять лет после рождения сына, Людовик XIII на смертном одре завещал своему преемнику завершить все обновления алтаря.

Реставрационные работы были завершены в 1723 году. На это ушло целых три четверти века. Верхние ряды тогда увенчали деревянные скульптуры, которые изображали сцены из жизни Девы Марии.

Северная часть преграды — Clôture du choeur nord

Алтарная преграда, созданная в конце XIII века, охватывает 14 сцен из Библии, наглядно рассказывающих о рождении и жизни Иисуса Христа, за исключением трагических событий, которые случились после Тайной вечери – заключение под стражу, суд, бичевание и распятие Христа. Библейские сцены изображены последовательно.

Сюжетная линия начинается с того, что непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее изображается убиение младенцев и бегство в Египет.

Выбраны такие сцены из жизни Христа, как встреча младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, истории о том, как молодой Иисус находился в храме среди мудрецов и среди учителей иудейских, Крещение и свадьба в Кане Галилейской. Заключительные эпизоды – вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам в Гефсиманском саду.

Над этими скульптурными композициями на протяжении полувека трудились три мастера – Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Большая часть сцен имеет достоверную временную последовательность, проверенную по четырём Евангелиям. Цветовая гамма алтарной преграды была обновлена в ходе реставрации XIX века.

Южная часть преграды — Clôture du choeur sud

Алтарная преграда датируется началом XIV века. Она составлена из девяти библейских сцен, описывающих явления Иисуса Христа после Воскресения из мёртвых. Каждый библейский сюжет на южной стороне отчётливо отделён от последующего вертикальной чертой.

  • Встреча Христа и Марии Магдалины.
  • Явление Христа жёнам-мироносицам.
  • Встреча Христа с апостолами Иоанном и Петром.
  • Встреча Христа с учениками на дороге в Эммаусе.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на вечере.
  • Явление Христа апостолу Фоме.

  • Встреча Христа с учениками на Тивериадском озере.
  • Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее.
  • Встреча Христа с апостолами в Иерусалиме – это последнее явление, завершившееся вознесением Христа на небо.

С 1300 по 1350 годы над созданием этой уникальной скульптурной группы работали Пьер де Шель, Жан Рави и Жан Ле Бутейлер. Цветовая окраска была впоследствии обновлена реставраторами Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Сокровищница — Trésor

Храмовая сокровищница находится в небольшом здании — пристройке. Здесь собрана интересная коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь, одежды священников, древние манускрипты и другие сакральные реликвии с XIII по XXI века. Но особенную ценность представляют терновый венец Иисуса Христа и Палатинский крест-реликварий, где под стеклом в нижней части хранится гвоздь, а в верхней – семь частиц Животворящего Креста. Золотая табличка на греческом языке гласит, что первоначально эти реликвии принадлежали византийскому императору XII века Михаилу Комнину.

Некоторые сокровища выносят для демонстрации публике в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу Великого Поста и в Страстную неделю.

Коллекцию реликвий собора Парижской Богоматери начали собирать с самого его возникновения, и к концу XVIII века храмовая сокровищница считалась одной из самых великолепных в Европе. В период Французской революции часть сокровищ была разграблена, но с рассветом Конкордата коллекция была снова восстановлена и пополнена реликвиями из сокровищницы Сент-Шапель.

В очередной раз хранилище пострадало во время беспорядков 1830 и 1831 годов, и было отреставрировано уже в середине XIX века по проекту Виолле-ле Дюка. Но, несмотря на все трудности, сокровищница сохранила своё первоначальное назначение для хранения ценных предметов, используемых в литургии.

Красная дверь — Porte Rouge

Этот скромный дверной проём на северной стороне хоров называется «Красная дверь», благодаря яркому цвету своих створок. Он был возведён под руководством архитектора Пьера де Монтрея во второй половине XIII века и использовался в качестве прямого прохода между обителью и собором. Красная дверь соединяла монастырь, где жили каноники и хористы, с Нотр-дам де Пари. В 2012 году эти врата были восстановлены по инициативе общества охраны исторических памятников Иль-де-Франс.

На тимпане над дверью помещена сцена благословления Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.

В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.

Статуя Парижской Богоматери — Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа, справа от главного алтаря, можно увидеть статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью. Статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.

Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. Установлена в 1855 году вместо древней скульптуры чудотворной Черной Девы, бесследно исчезнувшей в годы революции.

От скульптуры исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения.

Трансепт — Transept

В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания, трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.

Трансепт был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.

Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.

Южное окно-роза — Rose sud

На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы, диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.

Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.

На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.

В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.

Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.

В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.

Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.

Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.

Портал святого Стефана — Portail Saint-Etienne

На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана. Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.

Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора.

Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.

Северное окно-роза — Rose nord

По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза. Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.

Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников.

Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.

Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.

Портал «Красных врат» — Portail du Cloître

Портал на северной стороне трансепта носит название «Красных врат». Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.

На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.

На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.

На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.

Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.

Главный алтарь — Autel principal

У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.

По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила.

Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.

Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.

Боковые нефы — Bas-côtés

Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами, которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.

По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.

Неф — Nef

Центральный неф представляет собой вытянутое помещение из десяти пролетов, ограниченное с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от боковых нефов. Своды нефа поднимаются в высоту на 33 метра, а его ширина составляет 12 метров.

В высоту неф собора Парижской Богоматери имеет три уровня:

  • В нижнем ярусе расположились круглые, отшлифованные колонны с капителями в виде искусных венков из листьев аканта.
  • Во втором ярусе расположены арочные проемы, отделяющиеся друг от друга тонкими колоннами.
  • С обеих сторон третьего яруса выстроились ряды вытянутых стрельчатых окон, необходимых для проникновения дневного света.

Благодаря этому, ясно просматривается потолок, сооруженный в виде шестилепесткового каменного свода.

Внутреннее пространство нефа кажется намного больше, чем в обычной приходской церкви. Создатели собора, тем самым, пытались воссоздать образ небесного Иерусалима, который подробно описывается в Библии. Архитектурные элементы готического стиля добавляют интерьеру утончённости и изящества, создавая ощущение прикосновения к небесам, что не всегда было присуще романской архитектуре более раннего периода.

По обеим сторонам нефа на хорах сохранились резные деревянные скамьи начала XVIII века, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. Они были выполнены специально, как дань, во имя королевского обета Людовика XIII.

Ежедневно здесь на службу собирается большое количество прихожан. Внутри собора царит таинственный полумрак. В ходе масштабной реставрации, для лучшего освещения, были дополнительно проделаны новые окна в боковых стенах нефа.

Большой Орган — Grand orgue

Под западным окном-розой установлен знаменитый орган собора Парижской Богоматери. Он является не только самым большим органом во Франции, но и одним из крупнейших музыкальных инструментов во всём мире. На сегодня орган состоит из 109 регистров и около 7800 труб.

Впервые орган был установлен в соборе в 1402 году. Для него был специально сконструирован новый корпус в готическом стиле. Поскольку этот инструмент не мог полностью заполнить собой всё обширное пространство собора, в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Тогда же орган приобрёл и свой нынешний корпус в стиле Людовика XVI. В 1860-х годах известный французский строитель органов XIX века Аристид Кавайе-Колль произвёл его полную реконструкцию, и барочный инструмент получил необычное романтическое звучание. В дальнейшем, большой орган ещё несколько раз подвергался различным перестройкам и заменам, но в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а к нему проведён оптоволоконный кабель.

Многие известные имена сопровождали этот орган на протяжении веков, среди которых были Перотина, изобретатель полифонической музыки в XIII веке, Кампра, Дакен, Арман-Луи Куперен, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, а в недавнее время Луи Вьерна и Пьер Кошеро. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции.

Послушать звучание большого органа можно совершенно бесплатно каждую неделю во время воскресной мессы.

Западное окно-роза — Rose ouest

Западное окно-роза – это центральный витраж в Нотр-Дам де Пари. Он был создан в 1220 году и является самой старинной розеткой в соборе. Витражная роза кажется огромной, но её диаметр составляет всего 9,6 метров, что делает эту мозаику самой маленькой из трёх розеток собора.

Гармонично расположенная в центре западного фасада, она состоит из трёх кругов вокруг центрального медальона с изображением Богоматери и младенца Иисуса. В первом поясе от центра размещены двенадцать «малых» пророков, далее следуют 12 сельскохозяйственных работ по сезонам, которым соответствуют 12 знаков зодиака.

В верхнем круге на медальонах показано, как двенадцать добродетелей в виде воинов, вооружённых копьями, выступают против двенадцати пороков.

До наших дней большая часть подлинных фрагментов мозаики западного окна не сохранилась, а сам витраж был практически полностью изменён Виолле-ле-Дюком в XIX веке. В полной мере рассмотреть розетку на окне также не получится, так как её частично закрывает большой орган.

Западный Фасад — Façade occidentale

Строительство этого фасада началось при епископе Эде де Сюлли в 1200 году третьим по счёту архитектором, трудившимся над возведением собора. Эту работу продолжили его преемники, в частности, Гийом д’Овернь, а после 1220 года строительство продолжил уже четвёртый архитектор. Северная башня была завершена в 1240 году, а Южная башня – в 1250 году.

Западный фасад является воплощением величия, простоты и гармонии. Его сила и мощь основывается на взаимосвязи между вертикальными и горизонтальными линиями. Четыре мощных контрфорса устремляются к вершинам башен, вознося их к небесам. Их символический смысл в том, что этот храм посвящён Богу. А две широкие горизонтальные полосы как будто возвращают здание обратно на нашу бренную землю, являясь доказательством того, что этот кафедральный собор принадлежит также и людям.

Впечатляют и размеры западного фасада: 41 метр – в ширину, 43 метра – до основания башен, 63 метра – до верхней части башен.

В центре, рядом с Галереей Девы, находится большая роза диаметром 9,6 метров, созданная в 1225 году, которая образует собой нимб над головой статуи Девы с младенцем, которая находится в окружении двух ангелов. По обеим сторонам от каменной розы установлены статуи Адама и Евы, которые напоминают нам о первородном грехе. Они были поставлены здесь по инициативе Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Под балюстрадой расположен широкий горизонтальный фриз, называемый Галерея Царей. Здесь представлено 28 фигур иудейских царей, прародителей Христа. Высота каждой фигуры – больше трёх метров. Эта скульптурная композиция указывает на то, что Мария была смертной женщиной, представительницей человеческой расы, и родила Иисуса, который был и человеком и Богом. В период революции 1793 года каменные фигуры были обезглавлены, поэтому реставраторам XIX века пришлось их восстанавливать. Большая часть подлинных сохранившихся голов царей сейчас выставлена в средневековом музее Клюни.

На нижнем уровне фасада расположены три больших портала, которые существенно различаются между собой. Центральный портал известен как Портал Страшного Суда, он выше и шире остальных. Справа от него находится Портал святой Анны, а слева – Портал святой Девы. Створки ворот украшены удивительным узором из кованого железа, а фасадная часть порталов оформлена с изображением множества персонажей. На контрфорсах размещены 4 статуи: на южной стороне – фигура диакона святого Стефана, на северной стороне – епископ Сен-Дени, а по бокам от центрального портала изображены две аллегории – синагога и церковь.

Портал Святой Анны — Portail Sainte-Anne

Южный проход на правой стороне западного фасада называется Порталом святой Анны, она была матерью Девы Марии. Он относится к XIII веку и является самым ранним среди других порталов.

На тимпане, в верхней его части, изображена Мадонна Маэста, восседающая на троне под балдахином. По разным сторонам от неё разместились ангелы и строители храма – епископ Морис де Сюлли и коленопреклонённый король Людовик VII. Эти статуи были созданы для церкви Святой Марии, которая ранее находилась на месте собора, а затем их перенесли на портал. В нижней части тимпана изображены сцены из жития Иоакима и Анны.

На центральном столбе портала между дверьми установлена статуя святого Марселя, парижского епископа в V веке. Святой Марсель был предшественником святой Женевьевы. Эти две фигуры до революции были очень почитаемы среди верующих парижан. Они прославились своими смелыми, изобретательными и эффективными трудами, направленными на благотворительность. К тому же, как и все истинные борцы за справедливость, они были высокодуховными личностями, свято соблюдающими все таинства и молитвы.

Портал Страшного суда — Portail du Jugement

Этот портал был возведён в 1220–1230 годах. Он расположен по центру западного фасада, поражая своим великолепным скульптурным оформлением. Здесь представлен Страшный Суд так, как он описан в Евангелии от Матфея.

В центре тимпана изображён Христос, восседающий на троне во славе, по обеим сторонам от него расположились ангелы с орудиями Страстей и коленопреклонённые фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии, которые молятся за грешников. Под фигурой Христа изображён град небесный – Новый Иерусалим. Справа от него помещены фигуры праведников, возглавляемые архангелом Михаилом с весами для человеческих душ в руках. На другой стороне – черти забирают грешников в Ад. В самой нижней части тимпана показана сцена Воскресения.

На архивольтах изображены разнообразные святые, женщины и мужчины, которые составляют иерархию Сил Небесных. На боковых пилястрах у самих врат расположены фигурки дев, по пять с каждой стороны, олицетворяя «Притчу о десяти девах».

На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, находится ещё одна статуя Христа. Его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. В их подножии, на цоколе портала, в небольших медальонах представлены добродетели и пороки.

Многие статуи, украшавшие Портал Страшного Суда, были уничтожены во время революции и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул западному фасаду его первоначальный облик.

Портал Святой Девы — Portail de la Vierge

Северный портал на левой стороне западного фасада собора Парижской Богоматери носит название Портал Святой Девы. Он украшен статуями XII – XIII веков.

На центральном пилястре установлена фигура Мадонны с младенцем. На тимпане изображены сцены Успения и Коронования Девы Марии.
На одной из скульптурных композиций можно увидеть, как проходило завершение жизненного пути Марии на земле. Термин «успение» в христианском словаре обозначает смерть. Умершие заснут, но в Последний День Христос пробудит их для всеобщего воскресения, как и Господь воскресил его в пасхальное утро. Символизируя связь с Ветхим заветом, у смертного одра Марии расположились двенадцать апостолов, которые возложили Ковчег Завета, где находятся скрижали Завета, которые служат прообразом святой Девы, в ком слово стало плотью.

Другая сюжетная линия изображает сцену коронации Девы после её воскресения на небеса. Она торжественно восседает на царском троне, а сын Иисус благословляет её, пока ангел возлагает корону на голову Марии.

На боковых пилястрах размещены аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах расположены разнообразные святые и ангелы.

Легенды Собора Парижской Богоматери

Для многих Нотр-Дам – универсальный справочник эзотерики. И ничего удивительного в том, что величественное сооружение, имеющее многовековую историю, как в саван, укутано в бесчисленные легенды.

Легенда о кузнеце

Легенды знаменитого собора встречают парижан и многотысячные толпы туристов прямо у ворот. Выражение «продать душу дьяволу» употребляется не в фигуральном, а в прямом смысле слова, когда речь заходит о мастере, ковавшем ворота для собора.

Спустя тысячелетия, люди с радостным восхищением любуются волшебством затейливых узоров на воротах. Не верится, что такую совершенную, непостижимую красоту мог создать человек.

В начале 2-го тысячелетия епископ Морис де Сюлли задумал построить грандиозный собор, который должен был затмить красотой и величием все, до того существующие.

Будущему собору отводилась почётная роль: стать духовным оплотом нации и вмещать в себя население целого города. На кузнеца была возложена важная миссия – создать ворота, которые соответствовали бы красотой и мастерством исполнения величию возводимого здания.

Бирсконе впал в тревожные сомнения. Задача, которая стояла перед ним, казалась ему настолько ответственной, а собственное мастерство настолько недостаточным, что он призвал на помощь сверхъестественные силы.

Непонятно было даже то, каким способом мастеру удалось создать этот шедевр: применял ли он ковку, или литьё для создания столь сложных ажурных узоров. Но сам мастер ничего не мог ответить.

Придя в себя, он был мрачен, задумчив и неразговорчив. Когда ворота установили и укрепили на них замки, то выяснилось, что никто, включая кузнеца, не может их открыть. Заподозрив неладное, замки окропили святой водой, и только после этого ворота впустили в храм изумлённых служителей.

Сам же гениальный мастер вскоре лишился дара речи и быстро сошёл в могилу. Так и не успели выпытать у него секрет создания ворот. Кое- кто логично предполагал, что мастер просто не хотел раскрывать секреты профессионального мастерства.
Но слухи и легенды сообщали, что тут не обошлось без сделки с дьяволом. Именно на такую сделку вынужден был пойти кузнец: продать душу в обмен на талант.

Как бы там ни было, но непостижимая красота главных ворот храма действительно может вызвать сомнения в том, что они создавались без какого — то вмешательства внеземных сил.

Легенда о гвоздях святого креста

Из четырёх крестных гвоздей, которые были использованы при распятии Христа, два хранятся на территории Франции. Один из гвоздей находится в самом Нотр-Даме. Другой — в церкви святого Сиффредия, которая расположена в городе Карпантра. Именно этому гвоздю приписывают всякие чудеса.

Чудесный гвоздь был найден в Иерусалиме матерью византийского императора Константина и перевезён в Рим. Елена, мать императора, не зря почитаема православными христианами всего мира: она спасла и уберегла многие святые реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса и Богоматери. В частности, с её помощью был обретён крест, на котором казнили Господа.

Веруя в чудесную мощь крестного гвоздя, Елена приказала соорудить из него удила для коня своего сына. Она верила в то, что сила, заключённая в гвозде, убережёт императора на полях сражений. В 313 г Константин, одержав победу над Люцинием, положил конец гонениям на христиан и сам принял христианство.

Спустя века, удила очутились в соборе Карпантра. Гвоздь из этого собора являлся мистическим символом и оберегом города во времена нашествия чумы.


От прикосновения к нему исцелялись больные и увечные, гвоздь помогал изгнать бесов из одержимых. Ватиканом были официально признаны случаи необъяснимых с медицинской точки зрения чудесных исцелений.

Гвоздь, несмотря на свой многовековой возраст, не окисляется и не ржавеет. Даже попытки позолотить его ни к чему не привели: позолота отставала от гвоздя.

Все эти чудеса, правда, не распространяются на гвоздь, хранящийся в Нотр-Даме. Этот гвоздь давно покрылся ржавчиной. Однако подлинность французской реликвии из Карпантра до сих пор оспаривает Римская церковь.

Легенда о рыцарях

После разрушения Навуходоносором 1-го Иерусалимского храма был утерян след самой почитаемой иудеями реликвии — ковчега завета. Ковчег завета имел форму ларца и был сделан из чистого золота. В нём, якобы, хранились божественные откровения, проливающие свет на законы мироздания.

Помимо прочего, ларец заключал в себе тайну «золотого сечения». «Золотое число» 1, 618 в пропорции к 1 являлось идеальным для возведения архитектурных строений, при создании скульптур, картин. «Золотое число» было ключом, который открывал божественную тайну гармонии всего сущего.

По некоторым версиям Орден рыцарей — тамплиеров считался причастным к находке золотого ларца. Когда первые французские тамплиеры отправились на Восток для защиты паломников, идущих в Святую землю, то они не ограничились выполнением этой задачи.

В их миссию входил также поиск заветного ларца. Слух о том, что ларец был то ли найден ими, то ли передан тамплиерам тайными хранителями реликвии, распространился по Франции.

Во всяком случае, после их возвращения на родину началась постройка Шартрского собора. Ему предназначено было стать самым величественным и загадочным собором в мире.

Алтарь — «святое место» находится между второй и третьей колоннами собора. Если отсчитать от этого места 37 метров вниз, то можно обнаружить древний колодец друидов (нижняя точка). И на таком же расстоянии от алтаря находится высшая точка собора — шпиль главной колонны.

Это место с точками, расположенными симметрично на одинаковом расстоянии от главной святыни обладает какой-то магической силой. У побывавших там остаются неизгладимые впечатления. Кажется, что собор передаёт человеку двойную энергию.

Энергия Земли поднимается с нижней точки храма. Энергия небес нисходит сверху. Человек получает такую порцию концентрированной чистой энергии, что мгновенно преображается, как физически, так и духовно.

Легенда о Символе неба

Для жителя средневековья всё, что он видел, было лишь отражением высшего мира, невидимого для человеческого глаза. Поэтому вся архитектура средневековья было зашифрована в символы. Нелегко разгадать всю эту символику геометрии, симметрии, математики, астрологические символы, спрятанные в архитектуре Нотр-Дама.

На его центральном круглом витраже (розетке) изображены зодиакальные знаки и высечены из камня зодиакальные символы рядом с фигурой Девы Марии. Толкуется эта композиция, как символ годичного зодиакального цикла.

Но зодиакальный цикл начинается со знака Тельца, в то время как на витраже он берёт начало со знака рыб. А это соответствует не западной, а индуистской астрологии.

Знаку рыб соответствует Венера, если исходить из греческих традиций. Но так же рыба являлась символом Иисуса Христа. Греческое слово «ихтус» (рыба) в своих первых буквах содержало фразу: «Иисус Христос, Божий сын».

Галерея из 28 иудейских царей воспроизводит лунный цикл. Но — опять загадка Нотр-Дама: царей было всего 18, тогда, как лунный цикл состоит из 28 дней.

Легенда о колоколе

Колокола на башнях собора имеют свои имена и голоса. Самому древнему из них имеет имя Белль. А самый большой — Эммануэль весит 13 тонн.
Все колокола, за исключением последнего, звонят ежедневно утром и вечером. Эммануэль в силу своей тяжести раскачать не так- то просто. Поэтому им пользуются только в самых торжественных случаях.

Но, если верить легендам, то некогда собор служил пристанищем человеку, который мог в одиночку раскачать это гигантское сооружение. Его звали Квазимодо, он был звонарём Нотр-Дама.

Также существует красивая легенда, относящаяся к созданию этого колокола. Когда в своё время его хотели отлить из бронзы, влюблённые в Нотр-Дам парижанки бросали в расплавленную бронзу свои золотые и серебряные украшения. Именно поэтому голос колокола по красоте и чистоте звучания не имел себе равных.

Легенда о философском камне

Эзотерики считают Нотр-Дам своеобразным сводом оккультных знаний. Архитектуру и символику собора пытаются расшифровать различные исследователи оккультизма с начала XVII века.

Говорят, что знаменитым архитекторам собора помогали своими знаниями древние алхимики. И где – то в геометрии здания закодирован секрет философского камня. Тот, кто сумеет разгадать его в бесчисленной скульптурной лепнине, сможет превращать в золото любое другое вещество.

А, если суметь расшифровать древнее учение, которое, как считают последователи оккультизма, закодировано во фресках, то можно постичь все тайны мироздания и получить неограниченную власть над миром.

Стоимость билетов на башню:

  • Взрослый: 8,50 евро
  • Лица от 18-25 лет: 6,50 евро

Вход в собор: бесплатно

Как добраться

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame - Pl. Jean-Paul II, Paris 75004
Телефон: +33 1 42 34 56 10
Сайт: notredamedeparis.fr‎
Метро: Cité
Время работы: 8:00 - 18:45

Цена билетов

  • Взрослый: 8.50 €
  • Льготный: 6.50 €
Обновлено: 16.04.2019

Один из самых известных франкоязычных либреттистов и авторов текстов к песням. В 1969 году, увидев на Бродвее мюзикл «Hair», Пламондон понял: его призвание - музыкальный театр. В сотрудничестве с французским композитором Берже в 1978-м Люк Пламондон выпустил в свет свой первый мюзикл - «Стармания», который принес ему четыре награды «Феликс». Работа над пьесой «Санд и романтики» имела особое значение: именно в процессе ее создания возник творческий дуэт Люк Пламондон - Риккардо Коччианте, в 1998 году потрясший Францию, а затем и весь мир мюзиклом «Собор Парижской Богоматери».

riccardo cocciante

композитор

В юности Риккардо Коччианте стал интересоваться оперой и классической музыкой. В это же время начал петь, изучая возможности своего глубокого, хрипловатого голоса. Во Франции о нем узнали в 78-м, когда увидела свет французская версия итальянского хита «Margherita». В 1983 году Коччианте выпустил новый альбом «Sincerita», причем, сразу на четырех языках. В 1994-м вышел альбом «Greatest Hits» - итог более чем двадцати лет работы. Почти сразу же по всему миру было распродано 350 тыс. экземпляров. Альбом «Настоящее мгновение», выпущенный в 1995 году, был создан Коччианте в соавторстве с Пламондоном.

gilles maheu

режиссер-постановщик

Известный актер, кинорежиссер и хореограф - вот уже 40 лет Жиль Майо является одним из ведущих режиссёров-постановщиков не только в Канаде, но и за ее пределами. Создатель двух театров в Монреале в 2015-м Майо номинирован на премию «Заслуженный деятель искусств и литературы Квебека» за вклад в развитие культуры и искусства своей страны. Вместе с труппой «Карбон 14» он выступал более чем в тридцати странах мира и получил свыше сорока престижных премий. «Нотр-Дам де Пари» принес режиссёру приз за лучшую сценическую постановку в Канаде и Италии.

хореограф

В Амстердаме, уже будучи знаменитым танцовщиком и фигуристом, Мартино Мюллеросваивает профессию хореографа. Его первым успехом на этом поприще стало сотрудничество с Балетом Карлсруе в Германии. Интерес к классике сменяется любовью к стилю контемпорари. И Мартино начинает свою работу в Театре танца Нидерландов. Его первая хореографическая работа«Кто на кого смотрит» получила множество значимых наград в области культуры.

Создатель декораций

Выпускник Лионской и Страсбургской Школ изящных искусств. Создатель множества декораций в оперных театрах Франции и за ее пределами. Например, к постановкам «Сон в летнюю ночь»,«Диалоги кармелиток», «Дитя и волшебство», «Троянцы», «Бенвенуто и Челлини». Среди его работ в государственной опере Лозанны «Дидона и Эней», «История солдата», «Вертер». В швейцарском театре Мезьер - «Папская коронация», «Евгений Онегин» и «Волшебная флейта».

Художник по свету

Вот уже тридцать лет Алан Лорти влюблён в свою профессию. А начинал карьеру с сотрудничества со знаменитыми и разнопрофильными канадскими артистами, среди которых Мишель Лемьё,Мари Шуинар и Эдуард Лок. Кроме того, создаёт световые партитуры для певцов Квебека и Европы. В их числе Жан-Пьер Ферлан,Диана Дюфрен, Робер Шарлебуа, Питер Габриэл, Франсис Кабрель,Эрос Рамазотти.Множество раз Алан был удостоен звания «Создатель световой партитуры года».

Собор Парижской Богоматери

Настоящее чудо красоты и изящества, находящееся в Париже, – собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари. Расположенный на острове Сите храм неслучайно привлекает всеобщее внимание, поскольку он и в самом деле отличается удивительно гармоничными пропорциями и тем особенным впечатлением воздушной легкости, которое присуще многим готическим соборам. Кроме этого, именно Нотр-Дам является самым ярким примером архитектуры ранней готики и послужил образцом для многих других сооружений, построенных позднее.

Собор является базиликой, имеющей пять нефов, а также пересекающий их поперечный неф – трансепт. Что касается размеров собора, то они не столь грандиозны, как у собора Святого Петра, но также производят впечатление: высота Нотр-Дам – 35 м, колокольни поднимаются ввысь на 69 м, в длину собор достигает 130 м.

Строительство собора началось в 1163 г. на том самом месте, где древние римляне когда-то построили храм Юпитера. По преданию, первые камни фундамента положили король Людовик VII и папа римский Александр III. Храм строили около 100 лет, но окончательно он был завершен лишь к 1345 г.

Впечатление особенного величия и торжественности усиливается при взгляде на мощные западные башни, украшенные прорезями и колоннами. Ниже башен находится пояс изысканных ажурных арочек, придающий собору особенную прозрачность и трогательную нежность. Под арочным поясом сияет окно-роза с витражами, изображающими различные библейские сюжеты, по бокам которого находятся еще два окна. Особенно торжественно оформлены входы в Нотр-Дам, называемые порталами. Они украшены рельефами и скульптурами. Стрельчатая форма обрамляющих их арок делает внешний облик нижней части храма более легкой и открытой. Над порталами располагается так называемая Галерея Королей со статуями двадцати восьми королей Израиля и Иудеи.

Интересно, что собор Парижской Богоматери, считавшийся центром Парижа в эпоху Средневековья, и сейчас имеет перед своими западными порталами отметку «О километр», от которой отсчитываются все расстояния во Франции. Это значит, что Нотр-Дам считается центром Франции до сих пор.

В Нотр-Дам хранится одна из священных реликвий христианства – терновый венец Иисуса Христа, который на Него надели перед тем, как Он был распят. В XIX в. в соборе проводилась реставрация. Архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк украсил башни собора химерами-монстрами, напоминающими чудовищных полуптиц-полузверей, которые символизируют грехи. С высоты птичьего полета они смотрят на чудеса современного Парижа.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

18. Почему до сих пор закрывают знаменитую икону Киккской Богоматери на острове Кипр. Настоящий раздел основан на материалах и наблюдениях наших читателей, посетивших Киккский Монастырь на острове Кипр в 1998 году и обнаруживших интересные факты, о которых нам сообщили. Эти

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Почему до сих пор закрывают знаменитую икону Киккской Богоматери на Кипре Настоящий раздел основан на материалах и наблюдениях наших читателей, посетивших Киккский Монастырь на острове Кипр в 1998 году и обнаруживших интересные факты, о которых нам сообщили. Эти факты

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Взрослые тайны «Детского мира», или О церкви Владимирской Богоматери Церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Улица Никольская, находящаяся в центре Москвы,

Из книги Загадки истории России автора Непомнящий Николай Николаевич

Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери - Есть в Португалии небольшой городок - Фатима. В туристических путеводителях он отмечен как одно из важнейших мест паломничества страны и всего Пиренейского полуострова. Огромный религиозный комплекс и вид

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

1. В поисках Казанской иконы Богоматери Есть в Португалии небольшой городок - Фатима. В туристских путеводителях он отмечен как одно из важнейших мест паломничества страны и всего Пиренейского полуострова. Огромный религиозный комплекс и вид ползущих к нему на

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Европа в пляске смерти автора Луначарский Анатолий Васильевич

Собор Руанской богоматери И Вальтер Скотт, и Казимир Делавинь8 (уроженец Гавра, откуда я пишу) изображают нам Людовика XI9 за молитвой10, произносящего странные жалобы: «О, присночтимая Дева, Владычица Парижская, сколько раз уже Вы обещали мне исполнение всех желаний моего

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Собор Парижской Богоматери Настоящее чудо красоты и изящества, находящееся в Париже, – собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари. Расположенный на острове Сите храм неслучайно привлекает всеобщее внимание, поскольку он и в самом деле отличается удивительно

Нотр-Дам де Пари – наверняка не получится найти человека, который бы не слышал об этом монументальном творении. Одна из визитных карточек Парижа, воспетая сначала в романе Виктора Гюго, а затем в одноимённом мюзикле. Но мы уверены, что в любом случае сможем удивить своих читателей – поговорим в этой статье об интересных фактах, связанных с данной легендой архитектуры.

1. Место, на котором сейчас красуется величественный Нотр-Дам, словно было предназначено для религиозных построек. Ещё в I веке на нём был воздвигнут римский храм, в котором поклонялись Юпитеру. Позже территорию облюбовали для строительства достаточно живописной церкви св. Стефана, однако даже красота её не уберегла от разрушительной силы норманнских завоеваний.

Со временем на этом месте возвели ещё одну церковь – на сей раз во имя Божьей Матери. Но и она исчезла – пришла в упадок. Точку в такой череде строительств поставил епископ Морис де Сюлли, который возжелал соорудить храм.

2. Первый камень храма положили папа римский Александр III и французский монарх Людовик VII. Правда, окончания строительства никто из основателей не застал – собор Парижской Богоматери возводился целых два века! Естественно, за это время сменилось не одно поколение зодчих, что оставило отпечаток на стиле. Нотр-Дам причудливо комбинирует в себе как готический, так и романский стили.

3. Существует легенда, согласно которой помогал строить собор сам дьявол! И призвал его кузнец Бискорне, который выполнял заказ по созданию ворот. Кузнец, уже отчаявшийся выковать ажурные красивейшие узоры, якобы призвал на помощь сатану, после чего отошёл в мир иной. Установленные же ворота открыть никак не получалось ровно до того момента, пока их не окропили святой водой.
Готическая легенда звучит жутковато, согласитесь.

Но ещё интереснее то, что видный историк XVII века Анри Соваль, написавший целых три тома по истории Парижа, не смог разгадать тайну ворот собора. Он заключил, что узоры нельзя отнести ни к литым, ни к кованным. По его мнению, Бискорне мог не захотеть делиться профессиональными секретами. А может, имела место грандиозная мистификация? Ведь свидетелей работы кузнеца не существовало.

4. Ещё одна составляющая постройки, которую неизменно окружает мистический ореол – это, конечно же, горгульи и химеры. Попробуйте представить себя на месте горожан, на которых взирают откуда-то с высоты причудливые каменные сущности – и поймёте, почему. Гюго в своё время назвал Нотр-Дам «кратким справочником оккультизма». Веке в XVII многочисленные поклонники таинственных учений старались найти философский камень и тут, доказывая, что архитектура собора содержит важный ключ к разгадке тайны.

5. Простые же необученные грамоте парижане узнавали благодаря многочисленным скульптурам Библию. Архитектурные творения рассказывали обо всех ключевых её моментах от грехопадения людей до дня Страшного суда.

6. Не меньшую пользу в своё время принесла и колокольня собора. С неё было очень удобно обозревать окрестности. Благодаря этому парижане в смутные дни заранее знали о том, что враг близко.

7. Согласно первоначальной задумке, собор, который долгое время ассоциировался с убежищем, должен был вмещать всех жителей Парижа. А это, ни много ни мало, около 10 000 людей! Конечно, сейчас в столице Франции проживает намного больше жителей, но вместимость Нотр-Дама по-прежнему поражает.

8. Возможно, ранее вы не обращали внимания, но огромный собор Парижской Богоматери не содержит ни одной цельной стены! Только присмотритесь – и увидите огромное количество колонн с арками. В проёмах же арок на посетителей взирают красочные витражи.

9. В подобных сооружениях посетителей обычно особенно впечатляет неф – часть интерьера, предназначенная для размещения верующих. С одной или с двух сторон он живописно ограждён колоннами. Так вот, в средний неф Нотр-Дама, согласно современным подсчётам, свободно можно поместить дом из 12 этажей. Только представьте эту монуметальность!

10. К слову о нефах: двое из имеющихся пяти образуют пересечение. И даже это неслучайно – подобное пересечение символизирует крест, на котором был распят Иисус Христос.

11. Несмотря на подлинную величественность и настоящую пользу строения, его не минул период упадка. В стенах собора обращались к Богу крестоносцы, собирался первый парламент, принимал корону Генрих VI, венчалась с Франциском II печально известная Мария Стюарт, получал статус императора Наполеон Бонапарт. И после всей этой поражающей воображение череды событий собору было суждено в XIX веке испытать не самые лучшие времена. Повлиял же на возрождение легенды Гюго – правительство после выхода его романа в свет наконец выделило средства на реставрацию.

12. Согласно статистическим данным, каждый год знаменитое произведение архитектурного искусства посещает около 14 миллионов человек.

Про архитектуру принято говорить, что она является музыкой, застывшей в камне. Пожалуй, сложно точнее описать впечатление, которое производит на человека смотрящий из глубин веков собор Парижской Богоматери.

Ворота в собор.

Трёхнефная церковь в форме латинского креста.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Собор настолько велик, что мог вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Вики утверждает что среднем нефе и сейчас можно разместить двенадцатиэтажный дом, но лично мне сие сомнительно.

Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.

В сокровищнице Собора хранится Терновый венец христа. Считается, что тут находится и один из гвоздей, с помощью которых был сколочен крест для распятия Иисуса Христа. С другой стороны, то же самое говорится еще примерно про тридцать гвоздей, находящихся в разных странах. Был гвоздь и в Кремле, но утерян после грабежа церквей.

В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции. Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII (1447), коронованный в Реймсе. А за шесть дней до Варфоломеевской ночи - 18 августа 1572 года состоялась свадьба Генриха, короля Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

В 1456 году здесь начался реабилитационный суд по поводу Жанны д’Арк, а 2 декабря 1804 года Наполеон Бонапарт короновался императором Франции в присутствии папы Пия VII.

26 августа 1944 года в соборе прошло исполнение «Магнификата» в честь освобождения Парижа, в присутствии генералов де Голля и Леклерка.

Сидения тут удобные.

Эсмеральда не встретилась, как и звонарь Квазимодо. Впрочем, не удивительно. После "семейной" драММы они все умерли... Но именно благодаря им собор и стал таким популярным у туристов. Рядом полно соборов не хуже, та же Святая Капелла (ссылка на нее ниже) но все прутся смотреть на место где буйствовала любовь Квазимодо и уверены, что он сбросился с крыши собора от любви, хотя он сбросил оттуда другого))) но это уже не важно. Главное там все умерли и на это место стоит посмотреть...

В соборе проходят бесплатные живые экскурсии в том числе и на русском языке. О начале экскурсий объявляют внутри по громкой связи (на русском в том числе).

Картина справа вызывала ассоциации с пьяным вернувшийся мужем. Дети рады папе, а жена думает, что с ним теперь делать... прости Господи меня и художника...

Никаких требований по одежде не заметил. Были туристы даже в шортах. Тут вообще внутри ощущения музейные, а не храмовые.

Собор выделил много места для музея. Не Исаакий... и никому из священников это не мешает молиться и читать проповеди. Вход в собор бесплатный, но на входе проверяют, с ножами нельзя, воду и вино могут изъять))

В мае 2013 г. известный французский писатель и эссеист Доминик Веннер покончил с собой перед алтарем собора в защиту традиционных ценностей. Говорят тут бродит его привидение. Ночами оно ругается с привидерием Квазимоды, а днем они дергают лесбиянок за косички.

В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари.

В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите для хранения Тернового венца была построена Сент-Шапель (Святая часовня о которой у меня есть отдельный большой пост - ). Венок находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан обратно в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Знаменитые ворота. За них пострадали мастера. Инквизиция решила что такое руки человека следелать не могли, что без дьявола тут точно не обошлось.

Ковка и правда симпатичная.

Голову в руках держит святой Дионисий. Его поддерживают ангелы.

Свой христианский подвиг он совершил на . Согласно легенде, римляне приговорили его к казни за за проповедь христианства, решили не подниматься на вершину холма и казнили внизу. Но Дионисий хотел быть казненным именно на холме, где традиционно казнили всех христиан. Он взял свою отрубленную голову в руки, омыл её в источнике и прошёл примерно 6 километров в горку. Крепкий был мужчина... царствие ему небесное. Место, где он все ж таки умер, впоследствии стали называть Сен-Дени.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то