Текст песни Шекспир - Ромео, как мне жаль, что ты Ромео! Цитаты из ромео и джульетта Речь джульетты

Страница 6 из 18


Ты в тьме ночной над головой моей
Сияешь, как небес крылатый вестник,
Когда в своем полете облака
В воздушном он пространстве обгоняет,
И смертные, вверх очи возведя
И запрокинув голову, глядят
На ангела оцепеневшим взором.

Джульетта
Ромео! Для чего Ромео ты?
О, отрекись от своего отца,
От имени; а если не желаешь,
То поклянись лишь мне в своей любви -
И я тогда не буду Капулетти.

Ромео
(сам себе)
Ответить мне или еще послушать?

Джульетта
Лишь именем своим ты враг мне, но
Сам по себе ты вовсе не Монтекки.
Монтекки... но что значит это имя?
Оно ведь - не рука и не нога,
Оно - не часть какая-либо тела.
О, выбери себе другое имя;
Что в имени? Как розу ни зови -
В ней аромат останется все тот же:
Так и Ромео с именем другим
Останется все так же совершенным.
Расстанься же ты с именем своим,
Ромео, и, взамен за это имя,
В котором нет твоей и части, всю
Меня возьми!

Ромео
Ловлю тебя на слове.
Лишь назови меня своей любовью -
И заново я буду окрещен
И навсегда свое утрачу имя.

Джульетта
Кто ты такой, сокрытый мраком ночи,
Подслушавший признания мои?

Ромео
Не смею я сказать тебе, кто я
По имени, о милая, святая:
То имя мне, как враг твой, ненавистно.
Я б разорвал его, когда б его
Написанным увидел на бумаге.

Джульетта
Ты не сказал еще двух слов, как я,
По голосу, тебя уже узнала.
Ромео ты? Монтекки?

Ромео
Не Ромео
И не Монтекки, если отвращенье
Ты чувствуешь к обоим именам.

Джульетта
Как ты сюда пробрался и зачем?
Как перелезть ты мог чрез стену сада
Высокую и гладкую? И смерть
Тебе, когда кто из моих родных
Тебя найдет здесь.

Ромео
Через эту стену
Перелетел я на крылах любви.
Оградою из камня невозможно
Сдержать любовь, - она на все готова, -
Твои родные - не помеха мне.

Джульетта
Они тебя убьют, когда увидят.

Ромео
Твои глаза опасней для меня,
Чем двадцать их мечей; взгляни лишь
с лаской -
И злоба их мне будет ни по чем.

Джульетта
Я ни за что б на свете не желала,
Чтобы они увидели тебя.

Ромео
От взоров их я скрыт покровом ночи.
Но пусть они меня застанут здесь,
Лишь бы меня любила ты; пусть лучше
Жизнь кончится моя от злобы их,
Чем без твоей любви она продлится.

Джульетта
Кто показал тебе сюда дорогу?

Ромео
Моя любовь: она меня вела
И подала совет мне; я за это
Снабдил ее глазами. Я - не кормчий,
Но если бы ты от меня была
Так далеко, как самый дальний берег
Неведомых морей, то за таким
Сокровищем я б смело в путь пустился.

Джульетта
Мое лицо покрыто маской ночи,
Иначе б ты увидел - как оно
Зарделось от стыда за те слова
Признания, что ты сейчас подслушал.
Желала б я приличье соблюсти,
Желала бы, желала бы отречься
От слов своих, - но прочь такая ложь!
Ты любишь ли меня? Вперед я знаю,
Что скажешь "да", и слова твоего
Довольно мне. Когда б ты в том поклялся,
То, все равно, ты мог бы обмануть, -
Ведь, говорят, над клятвами влюбленных
Смеется Зевс. О, милый мой Ромео,
Когда меня ты любишь, это мне
Ты искренно скажи; когда ж находишь,
Что слишком я поспешно отдаюсь,
То я приму сердитый вид, нахмурюсь
И на твои мольбы отвечу "нет".
Да, признаюсь, я слишком безрассудна,
И ветреной меня ты можешь звать.
Но верь ты мне, прекрасный мой Монтекки,
Что окажуся я вернее тех,
Которые искуснее умеют
Казаться неприступными; и я
Сама была бы менее доступна,
Когда б меня ты не застал врасплох
И истинной любви моей признанья
Не услыхал. Итак, прости меня
И не считай сговорчивости этой
За ветреность в любви: мою любовь
Лишь ночи тьма нежданно так открыла.

Ромео
Клянусь луной, что точно серебром
Осыпала верхи деревьев этих...

Джульетта
Нет, не клянись изменчивой луной,
Меняющей свои образ каждый месяц,
Чтобы твоя любовь, подобно ей,
Изменчивой не оказалась.

Ромео
Чем же
Поклясться мне?

Джульетта
Не нужно вовсе клятв;
Иль, если ты желаешь дать мне клятву,
То собственным прекрасным существом
Клянись; ты - мой божественный кумир,
И я тебе поверю.

Ромео
Если сердца
Заветная любовь...

Джульетта
Нет, не клянись.
Хоть рада я твоей любви, но этот
Обет ночной не радует меня:
Он слишком скор, внезапен, опрометчив,
И слишком он на молнию похож,
Которая, сверкнув, исчезнет прежде,
Чем скажем мы, что молния блестит.
Мой дорогой, прощай, пусть эта почка
Любви в цветок прекрасный развернется,
Ко времени ближайшей нашей встречи.
Прощай, спокойной ночи! Пусть тот мир
И тот покой в твое вольются сердце,
Которыми наполнено мое.

Ромео
И ты уйдешь, меня не успокоив?

Джульетта
Какого же успокоенья хочешь
Ты в эту ночь?

Ромео
Твоей любовной клятвы.

Джульетта
Но я дала уж эту клятву прежде,
Чем ты просил о ней. А все же я
Желала бы иметь ее в запасе.

Ромео
Ты хочешь взять ее назад?
Зачем, мой друг?

Джульетта
Чтоб щедрой быть и снова
Отдать ее тебе. Однако я
Хочу того, чем я уж обладаю:
Для щедрости моей пределов нет,
И глубока моя любовь, как море;
И чем тебе я больше отдаю,
Тем у меня их больше остается, -
Им нет конца.
(За сценой слышен голос кормилицы, которая
зовет Джульетту.)

Меня зовут. Прощай,
Мой дорогой. - Сейчас иду я, няня!..
Будь верен мне, Монтекки милый мой.
Постой еще минутку: я вернусь.

(Отходит от окна.)

Ромео
Блаженная и сладостная ночь!
Но это все - не грезы ли ночные,
Столь сладкие и чудные, что им
В действительность нельзя преобразиться?

Джульетта
Ромео, два-три слова - и прощай.
Когда любовь твоя чиста и если
Намерен ты вступить со мною в брак,
То завтра мне ответ свой передай, -
Чрез того, кого к тебе пришлю я, -
Где и когда венчальный наш обряд
Ты совершить желаешь. Я тогда
Мою судьбу к твоим ногам повергну
И за тобой, властитель мой, пойду
В широкий мир.

Кормилица
(за сценой)
Синьора!

Джульетта
Я иду! -
Но если ты не искренен, то я
Молю тебя...

Кормилица
(за сценой)
Синьора!

Джульетта
Я сейчас! -
Молю тебя ухаживанье бросить -
И с горестью моей оставь меня.
Итак, пришлю я завтра.

Ромео
Я блаженством
Моей души...

Джульетта
Прощай, спокойной ночи
Желаю я тебе сто раз.

Ромео
Мне ночь
Сто раз мрачней без твоего сиянья.
Как школьники спешат уйти от книг,
Так радостно любовь к любви стремится.
Как школы вид печалит взор их,
Так тяжко ей с любовью разлучиться.

(Уходит.)

Джульетта
(снова показываясь у окна)
Ромео! тс-с! Зачем не обладаю
Я голосом сокольничего, чтобы
Мне сокола обратно приманить?
Не смеет громко говорить неволя,
Не то бы грот разрушила бы я,
Где Эхо спит; воздушный этот голос
Тогда бы стал слабее моего,
От повторенья имени Ромео.

Ромео
(возвращаясь)
То милая моя зовет меня...
Как сладостно звучат слова влюбленных
В ночной тиши, лелея нежно слух,
Как музыка!

Джульетта
Ромео!

Ромео
Дорогая!

Джульетта
В котором же часу должна я завтра
Прислать к тебе?

Ромео
Поутру к девяти.

Джульетта
Не пропущу назначенного часа.
Как долго ждать! как будто двадцать лет.
Забыла я - зачем тебя вернула.

Ромео
Позволь же мне остаться здесь, пока
Не вспомнишь ты.

Джульетта
Желая, чтоб остался
Ты дольше здесь, я буду забывать
И думать лишь о том, как мне приятно
С тобою быть.

Ромео
А я стоять здесь буду,
Чтобы продлить забвение твое,
Забыв, что есть места другие в мире.

Джульетта
Почти уж утро, и желала б я,
Чтоб ты ушел - не дальше, впрочем, птички,
Которую, как узника в цепях,
На ниточке из шелка выпускает
Мальчишка-плут из рук своих и вновь
Ее к себе за эту нитку тянет,
Ревнуя к воле пленницу свою.

Ромео
Желал бы я твоею птичкой быть.

Джульетта
И я желала б этого, мой милый, -
Но ласками замучила б тебя.

Перевод Бориса Пастернака

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец, непримиримой розни.

Не на наш ли счет вы грызёте ноготь, сэр?

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Столб пламени над морем наших слёз,
Раздумье необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

Я повторю, что я уже сказал:
Ведь дочь моя совсем ещё ребенок.
Ей нет ещё четырнадцати лет.
ещё повремените два годочка,
И мы невестою объявим дочку.

Я знал ещё моложе матерей.
Такие-то и старятся скорей.

Так вот подумай. Меньших лет, чем ты,
Становятся в Вероне матерями,
А я тебя и раньше родила.

Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след

Святой отец, пожатье рук законно.
Пожатье рук — естественный привет.
Паломники святыням бьют поклоны,
Прикладываться надобности нет.

Однако губы нам даны на что-то?

Святой отец, молитвы воссылать.

Так вот молитва: дайте им работу.
Склоните слух ко мне, святая мать.

Склоненье слуха не склоняет стана.

Не надо наклоняться, сам достану.

Вот с губ моих весь грех теперь и снят.

Зато мои впервые им покрылись.

Тогда отдайте мне его назад.

Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты, как день!
Стань у окна. Убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты её затмила белизною.

Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.

Лишь это имя мне желает зла.
Ты был бы ты, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.

Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев…

О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, — это путь к изменам.

Так чем мне клясться?

Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв.

Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…

Не надо, верю. Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
Все слишком второпях и сгоряча,
Как блеск зарниц, который потухает,
Едва сказать успеешь «блеск зарниц».
Спокойной ночи! Эта почка счастья
Готова к цвету в следующий раз.
Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.

Святой Франциск, какой переворот!
О Розалине уж и речь нейдет.
Привязанности нашей молодежи
Не в душах, а в концах ресниц, похоже.
Скажи, по ком недавно, вертопрах,
Я видел слезы на твоих глазах?
Рассолу сколько, жалости в приправу,
Без всякой пользы вылито в канаву?
Давно ли замер твой последний вздох?
Давно ли отзвук слез твоих заглох?
С лица ещё ведь не сошли их пятна.
Чьи это были чувства, непонятно.
Я, может, ошибаюсь, и похвал
В честь Розалины ты не расточал?
Но если так мужское слово шатко,
Какого ждать от женщины порядка?

Одну из твоих девяти жизней, кошачий царь, в ожидании восьми остальных, которые я выколочу следом. Тащи за уши свою шпагу, пока я не схватил тебя за твои собственные.

Чума возьми семейства ваши оба!

Супруга ль осуждать мне? Бедный муж,
Где доброе тебе услышать слово,
Когда его не скажет и жена
На третьем часе брака? Ах, разбойник,
Двоюродного брата умертвил!
Но разве было б лучше, если б в драке
Тебя убил разбойник этот, брат?
Вернитесь вспять к своим истокам, слезы!
Вы не у места. Данники тоски,
Вы счастью дань несете по ошибке.
Супруг мой жив, которого Тибальт
Хотел убить. Убит Тибальт, который
Хотел его убить. Все обошлось.
Так что ж я плачу? Слово я слыхала.
Тибальта жалко, но оно страшней.
Я рада бы забыть его, но память
Полна им, как раскаяньем злодей.
«Тибальт убит, а твой Ромео изгнан».
Вот это слово: «Изгнан». Этот звук
Страшнее смерти тысячи Тибальтов.
Достаточно Тибальтова конца.
Но если горю скучно в одиночку
И требуется общество, скажи
Вслед за известьем о конце Тибальта
Про гибель матери или отца,
Или обоих, если очень нужно.
Но на Тибальтов труп нагромождать
Слова: «Ромео изгнан» — это слишком,
И значит — уничтожить мать, отца,
Тибальта, и Ромео, и Джульетту.
«Ромео изгнан» — это глубина
Отчаянья без края и без дна.
Где мой отец и мать, скажи мне, няня?

Уходишь ты? ещё не рассвело.
Нас оглушил не жаворонка голос,
А пенье соловья. Он по ночам
Поет вон там на дереве граната.
Поверь, мой милый, это соловей!

Нет, это были жаворонка клики,
Глашатая зари. её лучи
Румянят облака. Светильник ночи
Сгорел дотла. В горах родился день
И тянется на цыпочках к вершинам.
Мне надо удалиться, чтобы жить,
Или остаться и проститься с жизнью.

Та полоса совсем не свет зари,
А зарево какого-то светила,
Взошедшего, чтоб осветить твой путь
До Мантуи огнем факелоносца.
Побудь еще. Куда тебе спешить?

Пусть схватят и казнят. Раз ты согласна,
Я и подавно остаюсь с тобой.
Пусть будет так. Та мгла — не мгла рассвета,
А блеск луны. Не жаворонка песнь
Над нами оглашает своды неба.
Мне легче оставаться, чем уйти.
Что ж, смерть так смерть!
Так хочется Джульетте.
Поговорим. ещё не рассвело.

Нельзя. Нельзя. Скорей беги: светает.
Светает. Жаворонок-горлодер
Своей нескладицей нам режет уши.
А мастер трели будто разводить.
Не трели он, а любящих разводит.
И жабьи будто у него глаза.
Нет, против жаворонков жабы — прелесть!
Он пеньем нам напомнил, что светло
И что расстаться время нам пришло.
Теперь беги: блеск утра все румяней.

Румяней день, и все черней прощанье.

Прости меня! Джульетта, для чего
Ты так прекрасна? Я могу подумать,
Что ангел смерти взял тебя живьем
И взаперти любовницею держит.
Под страхом этой мысли остаюсь
И никогда из этой тьмы не выйду.
Здесь поселюсь я, в обществе червей,
Твоих служанок новых. Здесь оставлю
Свою неумирающую суть
И бремя рока с плеч усталых сброшу.
Любуйтесь ей в последний раз, глаза!
В последний раз её обвейте, руки!
И губы, вы, преддверия души,
Запечатлейте долгим поцелуем
Бессрочный договор с небытием.
Сюда, сюда, угрюмый перевозчик!
Пора разбить потрепанный паром
С разбега о береговые скалы.
Пью за тебя, любовь!

Что он в руке сжимает? Это склянка.
Он, значит, отравился? Ах, злодей,
Все выпил сам, а мне и не оставил!
Но, верно, яд есть на его губах.
Тогда его я в губы поцелую
И в этом подкрепленье смерть найду.

За нее я больше дам.
Я памятник ей в золоте воздвигну.
Пока Вероной город наш зовут,
Не будет в нем великолепней статуй,
Чем в честь Джульетты и её заката.

А рядом изваяньем золотым
Ромео по достоинству почтим.

Но не было судьбы грустней на свете,
Чем выпала Ромео и Джульетте.

Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник

В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый,
Заставил литься мирных граждан кровь.
Из чресл враждебных, под звездой злосчастной,
Любовников чета произошла.
По совершенье их судьбы ужасной
Вражда отцов с их смертью умерла.

Это вы нам показываете кукиш, синьор?

Любовь летит от вздохов ввысь, как дым.
Влюбленный счастлив — и огнем живым
Сияет взор его; влюбленный в горе —
Слезами может переполнить море.
Любовь — безумье мудрое: оно
И горечи и сладости полно .

Я повторю, что говорил и раньше:
Мое дитя ещё не знает жизни;
Ей нет ещё четырнадцати лет;
Пускай умрут ещё два пышных лета —
Тогда женою сможет стать Джульетта.

Я матерей счастливых знал моложе.
Созрев так рано, раньше увядают.

Так о замужестве пора подумать.
В Вероне многие из знатных дам
Тебя моложе, а детей имеют.
Что до меня — в твои года давно уж
Я матерью твоей была.

Когда рукою недостойной грубо
Я осквернил святой алтарь — прости.
Как два смиренных пилигрима, губы
Лобзаньем смогут след греха смести.

Любезный пилигрим, ты строг чрезмерно
К своей руке: лишь благочестье в ней.
Есть руки у святых: их может, верно,
Коснуться пилигрим рукой своей.

Даны ль уста святым и пилигримам?

Да, — для молитвы, добрый пилигрим.

Святая! Так позволь устам моим
Прильнуть к твоим — не будь неумолима.

Не двигаясь, святые внемлют нам.

Недвижно дай ответ моим мольбам.
Твои уста с моих весь грех снимают.

Так приняли твой грех мои уста?

Мой грех... О, твой упрек меня смущает!
Верни ж мой грех.

Вина с тебя снята.

Но тише! Что за свет блеснул в окне?
О, там восток! Джульетта — это солнце.
Встань, солнце ясное, убей луну —
Завистницу: она и без того
Совсем больна, бледна от огорченья,
Что, ей служа, ты все ж её прекрасней.
Не будь служанкою луны ревнивой!

Ромео, о зачем же ты Ромео!
Покинь отца и отрекись навеки
От имени родного, а не хочешь —
Так поклянись, что любишь ты меня, —
И больше я не буду Капулетти.

Ждать мне ещё иль сразу ей ответить?

Одно ведь имя лишь твое — мне враг,
А ты — ведь это ты, а не Монтекки.
Монтекки — что такое это значит?
Ведь это не рука, и не нога,
И не лицо твое, и не любая
Часть тела. О, возьми другое имя!
Что в имени? То, что зовем мы розой, —
И под другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
Не звался бы Ромео, он хранил бы
Все милые достоинства свои
Без имени. Так сбрось же это имя!
Оно ведь даже и не часть тебя.
Взамен его меня возьми ты всю!

Клянусь тебе священною луной,
Что серебрит цветущие деревья...

О, не клянись луной непостоянной,
Луной, свой вид меняющей так часто.
Чтоб и твоя любовь не изменилась.

Так чем поклясться?

Вовсе не клянись;
Иль, если хочешь, поклянись собою,
Самим собой — души моей кумиром, —
И я поверю.

Если чувство сердца...
Нет, не клянись! Хоть радость ты моя,
Но сговор наш ночной мне не на радость.
Он слишком скор, внезапен, необдуман —
Как молния, что исчезает раньше,
Чем скажем мы: «Вот молния». О милый,
Спокойной ночи! Пусть росток любви
В дыханье теплом лета расцветает
Цветком прекрасным в миг, когда мы снова
Увидимся. Друг, доброй, доброй ночи!
В своей душе покой и мир найди,
Какой сейчас царит в моей груди.

Святой Франциск! Какое превращенье!
А твой предмет любви и восхищенья,
А Розалина! Ты её забыл?
В глазах у вас — не в сердце страсти пыл.
Из-за нее какие слез потоки
На бледные твои струились щеки!
Воды извел соленой сколько ты,
Чтобы любви прибавить остроты?
ещё кругом от вздохов все в тумане,
ещё я слышу скорбь твоих стенаний;
Я вижу — на щеке твоей блестит
След от былой слезы, ещё не смыт.
Но это ведь был ты, и вся причина
Твоей тоски была ведь Розалина!
Так измениться! Где ж былая страсть?
Нет, женщине простительней упасть,
Когда так мало силы у мужчины.

Любезный кошачий царь, я хочу взять всего лишь одну из ваших девяти жизней, а затем, если понадобится, выколотить из вас и остальные восемь. Угодно вам вытащить вашу шпагу за уши из футляра? Поторопитесь, а не то моя раньше отрежет вам оба уха.

Чума на оба ваши дома!

Мне ль осуждать супруга моего?
О бедный мой, кто ж пощадит тебя,
Коль я, твоя жена трехчасовая,
Не пощадила? Но зачем, злодей,
Убил ты брата моего? Но брат ведь
Злодейски б моего убил супруга!
Прочь, слезы глупые, вернитесь снова
В источник свой. Дань скорби — капли паши;
Вы ж их, ошибкой, радости несете.
Супруг мой жив; Тибальт его убил бы;
Тибальт убит — иль стал бы сам убийцей.
Вот утешенье! Так чего ж я плачу?
Но слово есть страшней, чем смерть Тибальта, —
Оно меня убило. Я б хотела
Его забыть, но скована им память,
Как злодеяньем грешная душа.
Тибальт убит, Ромео же — в изгнанье!
В изгнанье! Слово лишь одно «изгнанье»
Убило сразу десять тысяч братьев.
Тибальт убит — и так довольно горя.
Когда бы этим кончилось одним!
Но если горю нужно соучастье
И горестей сообщество других —
Зачем во след за этими словами:
«Тибальт убит» — не услыхала я
«Отец» иль «мать скончалась», или «оба»?
Оплакала б я их, как подобает.
Но в заключенье гибели Тибальта —
Изгнание Ромео! Это значит,
Что все убиты: мать, отец, Тибальт,
Ромео и Джульетта — все погибли!
Изгнание Ромео! Нет границ,
Пределов, меры смерти в этом звуков
Не высказать словами силу муки.
Но где ж отец, где мать?

Ты хочешь уходить? Но день не скоро:
То соловей — не жаворонок был,
Что пением смутил твой слух пугливый;
Он здесь всю ночь поет в кусте гранатном.
Поверь мне, милый, то был соловей.

То жаворонок был, предвестник утра, —
Не соловей. Смотри, любовь моя, —
Завистливым лучом уж на востоке
Заря завесу облак прорезает.
Ночь тушит свечи: радостное утро
На цыпочки встает на горных кручах.
Уйти — мне жить; остаться — умереть.

Нет, то не утра свет — я это знаю:
То метеор от солнца отделился,
Чтобы служить тебе факелоносцем
И в Мантую дорогу озарить.
Побудь еще, не надо торопиться.

Что ж, пусть меня застанут, пусть убьют!
Останусь я, коль этого ты хочешь.
Скажу, что бледный свет — не утра око,
А Цитии чела туманный отблеск,
И звуки те, что свод небес пронзают
Там, в вышине, — не жаворонка трель.
Остаться легче мне — уйти нет воли.
Привет, о смерть! Джульетта хочет так.
Ну что ж, поговорим с тобой, мой ангел:
День не настал, есть время впереди.

Настал, настал! Нет, милый, уходи!
То жаворонок так поет фальшиво,
Внося лить несозвучность и разлад.
А говорят, что он поет так сладко!
Но это ложь, коль нас он разлучает.
Слыхала я, что жаворонок с жабой
Глазами обменялся: ах, когда бы
И голосом он с нею обменялся!
Он нам велит объятья разомкнуть,
Он — вестник дня; тебя он гонит в путь.
Ступай: уж все светлее и светлее.

Светлей? А наше горе все темнее.

Прости мне, брат! О милая Джульетта!
Зачем ты так прекрасна? Можно думать,
Что смерть бесплотная в тебя влюбилась,
Что страшное чудовище здесь прячет
Во мраке, как любовницу, тебя!
Так лучше я останусь здесь с тобой:
Из этого дворца зловещей ночи
Я больше не уйду; здесь, здесь останусь,
С могильными червями, что отныне —
Прислужники твои. О, здесь себе
Найду покой, навеки нерушимый;
Стряхну я иго несчастливых звезд
С моей усталой плоти! — Ну, взгляните —
В последний раз, глаза мои! Вы, руки,
В последний раз объятия раскройте!
А вы, мои уста, врата дыханья, —
Священным поцелуем закрепите
Союз бессрочный со скупою смертью!
Сюда, мой горький спутник, проводник
Зловещий мой, отчаянный мой кормчий!
Разбей о скалы мой усталый челн! —
Любовь моя, пью за тебя!

Что вижу я! В руке Ромео склянка!
Так яд принес безвременную смерть.
О жадный! Выпил все и не оставил
Ни капли милосердной мне на помощь!
Тебя я прямо в губы поцелую.
Быть может, яд на них ещё остался, —
Он мне поможет умереть блаженно.

Сюда идут? Я поспешу. Как кстати —
Кинжал Ромео!
Вот твои ножны!
Останься в них и дай мне умереть.

Дам тебе я больше:
Из золота ей статую воздвигну.
Пусть людям всем, пока стоит Верона,
Та статуя напоминает вновь
Джульетты бедной верность и любовь.

Ромео статую воздвигну рядом:
Ведь оба нашим сгублены разладом.

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

АКТ II Сцена 1 У стены сада Капулетти. Входит Ромео. Ромео Куда уйду я, если сердце здесь? Вращайся вкруг планеты, бедный спутник! (Перелезает через стену сада.) Входят Бенволио и Меркуцио. Бенволио Ромео, стой! Меркуцио Ромео не дурак: Он дома и, наверное, в постели. Бенволио Он перелез чрез эту стену в сад. Погромче позови его, Меркуцио. Меркуцио Звать мало - вызову его, как тень. Ромео! Сумасшедший обожатель! Стань предо мной, как облачко, как вздох! Произнеси полстрочки, и довольно. Скажи "увы". Срифмуй "любовь" и "кровь". К Венере обратись иль Купидону. Скажи, что это мерзкий сорванец С подбитым глазом. Расскажи легенду О нищей и царе Кофетуа. Не слышит, не колышется, не дышит. Бедняга, мертв, а я зову его! Зову тебя во имя Розалины, Ее горящих глаз и влажных губ, Крутого лба и стройных ног и бедер И прочих околичностей, проснись И выйди к нам. Бенволио Он может рассердиться. Меркуцио А, собственно, на что? Иной вопрос, Когда бы я к его любезной вызвал Другого и оставил их вдвоем. Но я ведь заклинаю дух Ромео В его прямом и собственном лице. Он должен оценить, а не сердиться. Бенволио Слепая страсть не достигает цели. Он, верно, тут, под деревом, застыл И сожалеет, что его царица Не ягода садовая кизил, Чтоб в рот к нему без косточки свалиться. О, если б ягодой она была! Ну и дурак набитый ты, Ромео! Прощай, однако. Поспешу в постель. В твоей походной койке страшный холод. Идем, Бенволио. Бенволио Идем. Зачем Искать того, кто найден быть не хочет? Сцена 2 Сад Капулетти. Входит Ромео. Ромео Им по незнанью эта боль смешна. Но что за блеск я вижу на балконе? Там брезжит свет. Джульетта, ты как день! Стань у окна, убей луну соседством; Она и так от зависти больна, Что ты ее затмила белизною. На балконе показывается Джульетта. Оставь служить богине чистоты. Плат девственницы жалок и невзрачен. Он не к лицу тебе. Сними его. О милая! О жизнь моя! О радость! Стоит, сама не зная, кто она. Губами шевелит, но слов не слышно. Пустое, существует взглядов речь! О, как я глуп! С ней говорят другие. Две самых ярких звездочки, спеша По делу с неба отлучиться, просят Ее глаза покамест посверкать. Ах, если бы глаза ее на деле Переместились на небесный свод! При их сиянье птицы бы запели, Принявши ночь за солнечный восход. Стоит одна, прижав ладонь к щеке. О чем она задумалась украдкой? О, быть бы на ее руке перчаткой, Перчаткой на руке! Джульетта О горе мне! Ромео Проговорила что-то. Светлый ангел, Во мраке над моею головой Ты реешь, как крылатый вестник неба Вверху, на недоступной высоте, Над изумленною толпой народа, Которая следит за ним с земли. Джульетта Ромео, как мне жаль, что ты Ромео! Отринь отца да имя измени, А если нет, меня женою сделай, Чтоб Капулетти больше мне не быть. Ромео Прислушиваться дальше иль ответить? Джульетта Лишь это имя мне желает зла. Ты б был собой, не будучи Монтекки. Что есть Монтекки? Разве так зовут Лицо и плечи, ноги, грудь и руки? Неужто больше нет других имен? Что значит имя? Роза пахнет розой, Хоть розой назови ее, хоть нет. Ромео под любым названьем был бы Тем верхом совершенств, какой он есть. Зовись иначе как-нибудь, Ромео, И всю меня бери тогда взамен! Ромео О, по рукам! Теперь я твой избранник! Я новое крещение приму, Чтоб только называться по-другому. Джульетта Кто это проникает в темноте В мои мечты заветные? Ромео Не смею Назвать себя по имени. Оно Благодаря тебе мне ненавистно. Когда б оно попалось мне в письме, Я б разорвал бумагу с ним на клочья. Джульетта Десятка слов не сказано у нас, А как уже знаком мне этот голос! Ты не Ромео? Не Монтекки ты? Ромео Ни тот, ни этот: имена запретны. Джульетта Как ты сюда пробрался? Для чего? Ограда высока и неприступна. Тебе здесь неминуемая смерть, Когда б тебя нашли мои родные. Ромео Меня перенесла сюда любовь, Ее не останавливают стены. В нужде она решается на все, И потому - что мне твои родные! Джульетта Они тебя увидят и убьют. Ромео Твой взгляд опасней двадцати кинжалов. Взгляни с балкона дружелюбней вниз, И это будет мне от них кольчугой. Джульетта Не попадись им только на глаза! Ромео Меня плащом укроет ночь. Была бы Лишь ты тепла со мною. Если ж нет, Предпочитаю смерть от их ударов, Чем долгий век без нежности твоей. Джульетта Кто показал тебе сюда дорогу? Ромео Ее нашла любовь. Я не моряк, Но если б ты была на крае света, Не медля мига, я бы, не страшась, Пустился в море за таким товаром. Джульетта Мое лицо спасает темнота, А то б я, знаешь, со стыда сгорела, Что ты узнал так много обо мне. Хотела б я восстановить приличье, Да поздно, притворяться ни к чему. Ты любишь ли меня? Я знаю, верю, Что скажешь "да". Но ты не торопись. Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер Пренебрегает клятвами любви. Не лги, Ромео. Это ведь не шутка. Я легковерной, может быть, кажусь? Ну ладно, я исправлю впечатленье И откажу тебе в своей руке, Чего не сделала бы добровольно. Конечно, я так сильно влюблена, Что глупою должна тебе казаться, Но я честнее многих недотрог, Которые разыгрывают скромниц, Мне б следовало сдержаннее быть, Но я не знала, что меня услышат. Прости за пылкость и не принимай Прямых речей за легкость и доступность. Ромео Мой друг, клянусь сияющей луной, Посеребрившей кончики деревьев... Джульетта О, не клянись луною, в месяц раз Меняющейся, - это путь к изменам. Ромео Так чем мне клясться? Джульетта Не клянись ничем Или клянись собой, как высшим благом, Которого достаточно для клятв. Ромео Клянусь, мой друг, когда бы это сердце... Джульетта Не надо, верю. Как ты мне ни мил, Мне страшно, как мы скоро сговорились. Все слишком второпях и сгоряча, Как блеск зарниц, который потухает, Едва сказать успеешь "блеск зарниц". Спокойной ночи! Эта почка счастья Готова к цвету в следующий раз. Спокойной ночи! Я тебе желаю Такого же пленительного сна, Как светлый мир, которым я полна. Ромео Но как оставить мне тебя так скоро? Джульетта А что прибавить к нашему сговору? Ромео Я клятву дал. Теперь клянись и ты. Джульетта Я первая клялась и сожалею, Что дело в прошлом, а не впереди. Ромео Ты б эту клятву взять назад хотела? Джульетта Да, для того, чтоб дать ее опять. Мне не подвластно то, чем я владею. Моя любовь без дна, а доброта - Как ширь морская. Чем я больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче. Голос кормилицы за сценой. Меня зовут. Я ухожу. Прощай. - Иду, иду! - Прости, не забывай. Я, может быть, вернусь еще. Постой-ка. (Уходит.) Ромео Святая ночь, святая ночь! А вдруг Все это сон? Так непомерно счастье, Так сказочно и чудно это все! На балкон возвращается Джульетта. Джульетта Еще два слова. Если ты, Ромео, Решил на мне жениться не шутя, Дай завтра знать, когда и где венчанье. С утра к тебе придет мой человек Узнать на этот счет твое решенье. Я все добро сложу к твоим ногам И за тобой последую повсюду. Кормилица (за сценой) Голубушка! Джульетта Иду! Сию минуту! - А если у тебя в уме обман, Тогда, тогда... Кормилица (за сценой) Голубушка! Джульетта Немедля Оставь меня и больше не ходи. Я завтра справлюсь. Ромео Я клянусь спасеньем. Джульетта Сто тысяч раз прощай. (Уходит.) Ромео Сто тысяч раз Вздохну с тоской вдали от милых глаз. К подругам мы - как школьники домой, А от подруг - как с сумкой в класс зимой. (Направляется к выходу.) На балкон возвращается Джульетта. Джульетта Ромео, где ты? Дудочку бы мне, Чтоб эту птичку приманить обратно! Но я в неволе, мне кричать нельзя, А то б я эхо довела до хрипа Немолчным повтореньем этих слов: Ромео, где ты? Где же ты, Ромео? Ромео Моя душа зовет меня опять. Как звонки ночью голоса влюбленных! Джульетта Ромео! Ромео Милая! Джульетта В каком часу Послать мне завтра за ответом? Ромео В девять. Джульетта До этого ведь целых двадцать лет! Мученье ждать... Что я сказать хотела? Ромео Припомни, я покамест постою. Джульетта Постой, покамест я опять забуду, Чтоб только удержать тебя опять. Ромео Припоминай и забывай, покуда, Себя не помня, буду я стоять. Джульетта Почти светает. Шел бы ты подальше. А как, скажи, расстаться мне с тобой? Ты как ручная птичка щеголихи, Привязанная ниткою к руке. Ей то дают взлететь на весь подвесок, То тащат вниз на шелковом шнурке. Вот так и мы с тобой. Ромео Мне б так хотелось Той птицей быть! Джульетта О, этого и я Хотела бы, но я бы умертвила Тебя своими ласками. Прощай! Прощай, прощай, а разойтись нет мочи! Так и твердить бы век: "Спокойной ночи". (Уходит.) Ромео Прощай! Спокойный сон к тебе приди И сладкий мир разлей в твоей груди! А я к духовнику отправлюсь в келью Поговорить о радости и деле. (Уходит.) Сцена 3 Келья брата Лоренцо. Входит брат Лоренцо с корзиной. Брат Лоренцо Ночь сердится, а день исподтишка Расписывает краской облака. Как выпившие, кренделя рисуя, Остатки тьмы пустились врассыпную. Пока роса на солнце не сошла И держится предутренняя мгла, Наполню я свой кузовок плетеный Целебным зельем и травою сонной. Земля - праматерь всех пород, их цель. Гробница и вновь - их колыбель. Все, что на ней, весь мир ее зеленый Сосет ее, припав к родному лону. Она своим твореньям без числа Особенные свойства раздала. Какие поразительные силы Земля в каменья и цветы вложила! На свете нет такого волокна, Которым не гордилась бы она, Как не отыщешь и такой основы, Где не было бы ничего дурного. Полезно все, что кстати, а не в срок - Все блага превращаются в порок. К примеру, этого цветка сосуды: Одно в них хорошо, другое худо. В его цветах - целебный аромат, А в листьях и корнях - сильнейший яд. Так надвое нам душу раскололи Дух доброты и злого своеволья. Однако в тех, где побеждает зло, Зияет смерти черное дупло. Ромео (за сценой) Отец! Брат Лоренцо Благословение господне! Кому б ко мне в такую рань сегодня? Входит Ромео. Ах, это ты? Вполне ли ты здоров, Что пробудился раньше петухов? Иное дело старость и заботы: У них свои с бессоницею счеты. Но в молодые годы крепкий сон, Мне кажется, единственный закон. Ты неспроста горишь усердьем ранним, А по каким-то важным основаньям. Ты должен был по нездоровью встать, А то и вовсе не ложился спать? Ромео Ты прав. Об этом не было помину. Брат Лоренцо Прости, господь! Ты был у Розалины? Ромео Нет, с Розалиной у меня конец. Я имя позабыл ее, отец. Брат Лоренцо Я одобряю. Что ж ты так сияешь? Ромео Сейчас, отец, ты главное узнаешь: Вчера я ранен был, придя на бал, И на удар ударом отвечал. Перевяжи нас поскорей обоих. Вот я зачем в твоих святых покоях. Как заповедь твоя мне дорога! Я зла не помню и простил врага. Брат Лоренцо Попроще, сын. Что отвечать я стану, Когда так исповедь твоя туманна? Ромео Дочь Капулетти, знай, я полюбил, И ей такую же любовь внушил. Мы друг без друга часа не протянем, Все слажено, и дело за венчаньем. Теперь скорее по делам пойдем. Подробности я расскажу потом. Но раньше мне пообещай, однако, Сегодня взяться за свершенье брака. Брат Лоренцо Святой Франциск, какой переворот! О Розалине уж и речь нейдет. Привязанности нашей молодежи Не в душах, а в концах ресниц, похоже. Скажи, по ком недавно, вертопрах, Я видел слезы на твоих глазах? Рассолу сколько, жалости в приправу, Без всякой пользы вылито в канаву? Давно ли замер твой последний вздох? Давно ли безутешный стон заглох И побледнели слез следы и пятна? Чьи это были чувства, непонятно. Я, может, ошибаюсь и похвал В честь Розалины не расточал? Но если так мужское слово шатко, Какого ждать от женщины порядка? Ромео Не за нее ль бывал мне нагоняй? Брат Лоренцо Не за нее - за резвость через край. Ромео Вот я в охладел к ней тем скорее. Брат Лоренцо Чтоб новою увлечься вслед за нею? Ромео Но эта предыдущей не чета. Та злобилась, а эта - доброта. Брат Лоренцо И хорошо, что злилась. За любовью Она угадывала пустословье. Но я с тобою, юный ветрогон. Я к вам обоим вот чем привлечен: Мне видится в твоей второй зазнобе Развязка вашего междоусобья. Ромео Прошу, скорей! Брат Лоренцо Прошу не торопить: Тот падает, кто мчится во всю прыть. Уходят. Сцена 4 Улица. Входят Бенволио и Меркуцио. Меркуцио Где носят черти этого Ромео? Он был сегодня ночью дома? Бенволио Нет. Я там справлялся. Меркуцио Эта Розалина Своей пустой, бессовестной игрой Беднягу доведет до полоумья. Бенволио Слыхал? Тибальт, племянник Капулетти, Прислал ему письмо. Меркуцио Вызов, вот увидите. Бенволио Ромео ответит. Меркуцио Ничего удивительного. Ответить на письмо - не хитрость. Бенволио Нет, он ответит принятием вызова. Меркуцио Бедный Ромео! Он и так уже мертв от черного глаза белой лиходейки. Уши у него прострелены серенадами, сердце - любовною стрелою. И такому-то тягаться с Тибальтом! Бенволио А что такое Тибальт? Меркуцио Нечто посущественней кота Тибальта из сказки, можешь мне поверить. В делах чести - настоящий дьявол. Фехтует, как по нотам: раз, два, а три уже сидит по рукоятку у тебя в брюхе. Такой дуэлист, что мое почтенье! А его бессмертные passado, его punto reverse, его hai! Бенволио Его что? Меркуцио Это из их дурацкой тарабарщины, чтоб их черт побрал! Только и слышишь: "Готов побожиться, вот это клинок! Бьюсь об заклад, вот это мужчина! Провалиться, вот это девка!" И откуда их столько берется, этих мух заморских с их модными pardonnez moi и bon, bon! А их широченные штаны, от которых не стало места на старых лавках! Входит Ромео Бенволио Гляди-ка, никак, Ромео! Меркуцио Моща мощой, как высохшая селедка! О бедная плоть человеческая, до чего же ты уподобилась рыбьей! Вот кому теперь растекаться стихами вроде Петрарки, благо перед его милой Лаура не больше, чем кухонная замарашка. Бонжур, синьор Ромео! Французский поклон вашим французским штанам. Здорово вы нас вчера надули! Ромео Здравствуйте оба. Надул? Каким образом? Меркуцио А как же: уговор был идти вместе, а вы улизнули. Ромео Прости, милый Меркуцио, я теперь так занят! В делах, как мои, не до условностей. Меркуцио Еще бы! В делах, как твои, приходится ползать на коленях. Ромео Весьма вежливое соображение. Меркуцио Еще бы! Я цвет вежливости. Ромео Гвоздика, наверное. Меркуцио Совершенно верно. Ромео Вроде гвоздики на моих башмачных застежках. Меркуцио Ах, как остроумно! Развивай эту сапожную остроту, пока не сотрешь на ней подошвы. О, единственное в мире остроумие, натянутое и долговечное, как стелька! Ромео Зато ты - сама естественность. Ты воображаешь, что от натянутости тебя спасает твоя распущенность? Меркуцио Ну что, это не лучше твоих "охов" и "ахов"? Теперь, с тобой можно разговаривать, ты - Ромео, ты - то, что ты есть и чем должен казаться. А эта чертова твоя любовь - как слюнявая юродивая, которая ходит из угла в угол, укачивая деревянную чурку и кутая ее в тряпки. Бенволио Довольно, довольно. Меркуцио Ты боишься, что это будет против шерстки? Бенволио Ошибаешься. Я добрался до сущности и кончаю. Ромео Обратите внимание, вот так зрелище! Входят кормилица и Петр. Меркуцио На горизонте парус! Бенволио Целых два: юбка и штаны. Кормилица Петр! Петр Что изволите? Кормилица Мой веер, Петр. Меркуцио Дай ей веер, чтобы прикрыться. Он исправит ей внешность. Кормилица С добрым утром, добрые государи! Меркуцио С добрым вечером, добрая государыня! Кормилица Разве уж вечер? Меркуцио По-видимому. В вашей жизни - бесспорно. Кормилица А ну вас, право! Что вы за человек? Ромео Природою, сударыня, он создан себе на посмеянье. Кормилица Любопытно! Себе, говорите, на посмеянье? Но дело не в этом. Кто мне скажет, где найти молодого Ромео? Ромео Извольте. Только молодой Ромео будет немного старше, когда вы его найдете, чем во время поисков. Из людей с этим именем я самый младший, за неимением худшего. Кормилица Если вы Ромео, мне надо вам сказать что-то доверительное. Бенволио Увидишь, она зазовет его куда-нибудь на ужин. Меркуцио Ай да сводня! Ату ее, ату ее! Ромео Кого ты выследил? Меркуцио К сожалению, не зайца. Или такого, который за старостью может считаться постным. (Поет.) Если зайца кусок Запечь в пирог, То им постного не оскоромишь. Но бывает, что так Староват русак - Тронешь вилкою, зуб переломишь. Ромео, собираешься ли ты домой? Мы идем к вашим обедать. Ромео Сейчас я подоспею. Меркуцио Прощайте, старая барыня, прощайте! Кормилица Прощайте, скатертью дорога. Меркуцио и Бенволио уходят. Объясните мне, сударь, кто этот нахал, бог знает что о себе возомнивший? Ромео Это молодой человек, который любит послушать себя и в час наговорит столько, что будет жалеть об этом целый месяц. Кормилица Если это он на мой счет, ему не поздоровится, будь он вдесятеро вострей двадцати таких же выскочек. Я покажу ему, как смеяться надо мною! А если не покажу, все равно найдутся, которые покажут. Подлый хвастун! Ты это со своими сударками так разговаривай или с кем-нибудь из твоих поганых забулдыг! (Обращаясь к Петру.) А этот тоже хорош! Стоит, как пень, и смотрит, как каждый негодяй делает с его госпожой, что хочет. Петр Я этого не замечал. Я бы таких вещей не потерпел и на месте вынул бы оружие. Я пускаю в дело шпагу ничуть не хуже всякого, едва вижу к этому повод и когда знаю, что закон на моей стороне. Кормилица Боже правый, я до сих пор не могу прийти в себя, и всю меня так и трясет! Подлый хвастун!.. Ах, сэр, ведь я-то пришла совсем по другому делу. Моя барышня, как говорится, просила меня узнать. Что она просила, это, конечно, моя тайна, но если вы, сударь, собираетесь ее одурачить, это я уж просто слов не найду, как нехорошо. Потому что моя барышня совсем еще молоденькая, и если вы ее обманете, хорошие люди так не поступают. И вам так не годится, ей-богу, не годится. Ромео Погоди, нянюшка. Во-первых, передай от меня барышне поклон. Уверяю тебя... Кормилица Я передам ей это, добрая вы душа. То-то она обрадуется! Ромео Что передать ты хочешь? Я и рта ведь не успел еще открыть порядком. Кормилица Передам, что вы уверяете. Это, как я полагаю, изъявление немаловажное. Ромео Скажи, что под любым предлогом надо К полудню ей на исповедь прийти. Нас с нею обвенчает брат Лоренцо. Не спутаешь? А это за труды. Кормилица Да полноте, не надо ни полушки. Ромео Ну вот еще! Дают, так надо брать. Кормилица Устрою, ладно. Приведу к полудню. Ромео А ты постой у монастырских врат И там покараулишь человека С веревочною лестницей. По ней Взберусь я ночью на вершину счастья. Я за услуги отблагодарю. Теперь прощай. Поклон твоей хозяйке. Кормилица Спаси вас бог! Послушайте-ка, сэр... Ромео Что, нянюшка? Кормилица А человек-то верный? К чему нам третий, в толк я не возьму. Меня б одну, а третий ни к чему. Ромео Ручаюсь, он надежнее железа. Кормилица Ну, хорошо, сэр. Моя барышня... Господи, господи! Когда она была маленькая... Слушайте, здесь в городе есть молодой человек, некто Парис, который бы не прочь ее заполучить. Но для нее он все равно что лягушка - ей-богу, все равно что лягушка. Она теперь не может, когда я говорю, что этот Парис более подходящая партия, чем вы, и при этих словах белеет, как полотно. Что, слова "розмарин" и "Ромео" не на одну букву? Ромео На одну, нянюшка. Что ж из этого? Оба начинаются на "эр". Кормилица Какие вы насмешники! Это собачья буква. "Эр" - совсем другое дело. Ваше имя начинается не так. Я знаю, она придумывает всякие словечки на вас и розмарин. Вам бы страшно понравилось. Ромео Поклон барышне. Кормилица Да, тысяча поклонов. Ромео уходит. Петр! Петр Чего изволите? Кормилица Возьми мой веер и ступай вперед проворней. Уходят. Сцена 5 Сад Капулетти. Входит Джульетта. Джульетта Кормилицу я в девять отослала. Она хотела сбегать в полчаса. Они не разминулись? Быть не может. Нет, попросту она плохой ходок. Рассыльными любви должны быть мысли, Они быстрее солнечных лучей, Несущихся в погоне за тенями. Вот что торопит почту голубей И отчего у Купидона крылья. Однако солнце уж над головой И три часа от девяти до полдня, Ее же нет как нет. Когда б она Была с горячей кровью и страстями, Она летала б с легкостью мяча Между моим возлюбленным и мною. Но это право старых хитрецов - Плестись и мешкать, корча мертвецов. Входят кормилица и Петр. Но вот она. Кормилица, родная! Что нового? Ты видела его? Спровадь Петра. Кормилица Ступай-ка, брат, к воротам. Петр уходит. Джульетта Ну, няня... Чем ты так огорчена? Дурных вестей не множь угрюмым видом, Но если сообщенья хороши, Их портит кислая твоя улыбка. Кормилица Я утомилась. Дай передохну. Концы - не шутка. Ноги отходила. Джульетта Мои бы кости за твою бы весть Готова в жертву я тебе принесть! Кормилица Подумаешь, горячка! Ты не видишь - Одышка одолела, я без сил. Джульетта А на одышку плакаться есть силы? Ах, нянюшка, твои обиняки Длинней иного полного рассказа! В порядке ли дела у нас иль нет? Скажи, я успокоюсь и отстану. Итак, скажи, в порядке ли дела? Кормилица Сама знаешь, в каком порядке. Навязала себе сокровище! Без меня выбирала, на себя и пеняй. Ромео! Ну, что поделаешь... Конечно, лицом он хорош, но фигура еще лучше. О руках и ногах, конечно, нечего и говорить, но они выше всякого сравненья. Да что уж там... Служи, детка, молебен. Вы еще не обедали? Джульетта Нет, нет. Но я все это знала раньше. Со свадьбой как? Что он о ней сказал? Кормилица Головушку как ломит, инда треснет И разлетаться на двадцать кусков! А поясница-то, а поясница! Ты полагаешь, бог тебе простит, Что до смерти меня ты загоняла? Джульетта Мне очень жаль, что ты удручена, Но что сказал он, золотая няня? Кормилица Как полагается человеку доброму, красивому и, главное, порядочному, он сказал... Где матушка твоя? Джульетта Где матушка моя? Она в дому. А где ж ей быть? Какой ответ нелепый! Как люди с воспитаньем, он сказал: "Где матушка твоя?" Кормилица О боже правый! Вот егоза! И этот нетерпеж - Моим костям заслуженная грелка? Вперед летай с записками сама. Джульетта Вот мука-то! Что говорит Ромео? Кормилица Ты б нынче исповедаться могла? Джульетта Могу. Кормилица Тогда беги к Лоренцо в келью... Там муж твой сделает тебя женой. Ишь кровь-то как, злодейка, заиграла! Зарделась, только палец покажи! Ну вот. Ты в храм, а у меня забота: Веревочная лестница нужна Для твоего ночного шатуна. Кто хочет, всяк меня, старуху, мучит. Да ночью и тебя, смотри, навьючат. Пойду поесть. А ты не опоздай. Джульетта Иду, иду, родимая! Прощай! Уходят. Сцена 6 Келья брата Лоренцо. Входят брат Лоренцо и Ромео. Брат Лоренцо Брак надо достодолжно освятить, Чтобы о том впоследствии не плакать. Ромео Аминь! Что б ни грозило впереди, Все беды перевешивает счастье Свидания с Джульеттой хоть на миг. С молитвою соедини нам руки, А там хоть смерть. Я буду ликовать, Что хоть минуту звал ее своею. Брат Лоренцо У бурных чувств неистовый конец, Он совпадает с мнимой их победой. Разрывом слиты порох и огонь, Так сладок мед, что, наконец, и гадок: Избыток вкуса отбивает вкус. Не будь ни расточителем, ни скрягой: Лишь в чувстве меры истинное благо. Входит Джульетта. Вот и она. Столь легкая нога Еще по этим плитам не ступала. Влюбленный дух, наверно, невесом, Как нити паутины бабьим летом. Джульетта Привет тебе, духовный мой отец! Брат Лоренцо Благодари, Ромео, за обоих. Ромео Скажи, Джульетта, так же ль у тебя От счастья бьется сердце? Если так же, Найди слова, которых я лишен, Чтоб выразить, что нас переполняет. Пропой хоть звук из хора голосов, Которые бушуют в нашей встрече. Джульетта Богатство чувств чуждается прикрас, Лишь внутренняя бедность многословна. Любовь моя так страшно разрослась, Что мне не охватить и половины. Брат Лоренцо Пойдем и поскорей все обрядим. Не повенчав, с такою речью страстной Вас оставлять одних небезопасно. Уходят.

В прикрасах и оправе не нуждается истинная прелесть. – Джульетта

Абсурд полнейший – я их трачу, трачу. Тем становлюсь богаче и богаче. – Из Ромео и Джульетта

Затянулись расставанья муки. Я б все еще твердила: До свидания! Тысячу раз. – Джульетта

Обманчивой луною не клянутся деве юной. Уж лучше в верности клянись своею головою.

Торопись неспешно, ибо упадешь, когда ногой зацепишься за камень незаметный. – Лоренцо

Страсть обуздать не в праве мы, да и не в силах наших. А губы нам для чтения молитв нужны.

Ты будешь как луна непостоянен, коли в любви до гроба мне луною поклянешься.

Нищий продается им за деньги. – Из Ромео и Джульетта

Неужто я ослеп совсем, когда тебя я просмотрел. – Ромео

Время разбросало камни – теперь и смута в черепе засела.

Продолжение цитат читайте на страницах:

Оставь меня, я сам теперь не свой. Уж лучше я умру, чем так страдать! – Ромео

Земля, природы мать, - её же и могила: Что породила, то и схоронила.

Готов принять разлуку, смерть, отчаянье За нежный взгляд, за свежесть милых уст. – Ромео

Вонзайся в ножны, ласковый кинжал, Останься там и дай мне умереть. – Джульетта

Привязанности нашей молодежи Не в душах, а в концах ресниц, похоже.

Уберите кинжал! Благородные режутся только остротами.

Что имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее хоть нет.

Прикосновенье божеству приятно, Рукопожатье - тот же поцелуй. – Джульетта

И так же горька им разлука, Как бедным студентам наука. – Ромео

Над шрамом шутит тот, кто не был ранен. – Ромео

И брошу все блага к твоим ногам, И за тобой одним пойду по свету.

Им по незнанью эта боль смешна.

Роза пахнет розой,

Любовь – безумье мудрое: оно
И горечи и сладости полно. – Ромео

Прекрасное не требует прикрас.
Себе назначит цену только нищий.
Моя любовь напрасных слов не ищет -

Прощай! Не знаю,

Злее нет любви недуга. – Ромео

“Будь мудр: тем, кто спешит, грозит паденье”

Будь любовь слепа, она так метко Не попадала б в цель. – Меркуцио

Зачем любовь,

На деле так жестока и сурова? – Бенволио

Искать того напрасно,
Кто не желает, чтоб его нашли. – Бенволио

Она затмила факелов лучи!
Сияет красота её в ночи,



Среди подруг красавица моя.

Роза пахнет розой,
Хоть розой назови её, хоть нет.

Я повторю, что говорил и раньше:
Мое дитя ещё не знает жизни;
Ей нет ещё четырнадцати лет;
Пускай умрут ещё два пышных лета –
Тогда женою сможет стать Джульетта.

Но если так мужское слово шатко –
Какого ждать от женщины порядка?




Так сладок мед, что, наконец,
и гадок:
Избыток вкуса отбивает вкус.

Но если уж мужское слово ненадёжно,
Чего тогда от женщины ждать можно?

Роза пахнет розой,
Хоть розой назови её, хоть нет.

Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!
Так и твердить бы век: “Спокойной ночи”.

Схватить старайся новую заразу,
И старая не вспомнится ни разу.

Избыток вкуса убивает вкус.

“- Он пригвоздил меня стрелой навылет.
Я ранен так, что крылья не несут.
Под бременем любви я подгибаюсь.

Повалишься, ее не придави…”

Здесь оставлю свою неумирающую суть
И бремя рока с плеч усталых сброшу.
Любуйтесь ей в последний раз, глаза!
В последний раз ее обвейте, руки!
И губы, вы, преддверия души,
Запечатлейте долгим поцелуем
Бессрочный договор с небытием…

Любовь - слепая, говорят,
Но и без глаз дорогу к цели видит.

У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты порох и огонь,
Так сладок мед, что наконец и гадок:
Избыток вкуса отбивает вкус,
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.

Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.

Дай факел мне. Пусть пляшут дураки.
Половики не для меня стелили.
Я ж со свечой, как деды говорили,
Игру понаблюдаю из-за плеч,
Хоть, кажется, она не стоит свеч.

“Увы! Зачем любовь,
Что так красива и нежна на вид,
На деле так жестока и сурова?”

Она затмила факелов лучи!
Сияет красота её в ночи,
Как в ухе мавра – жемчуг несравненный.
Редчайший дар, для мира слишком ценный?
Как белый голубь в стае воронья -
Среди подруг красавица моя.

Слепая страсть не достигает цели.

Старый зайка серый, старый зайка серый;
Блюдо в пост он – хоть куда!
Только зайка серый пролежал без меры
И протух он, – вот беда!

Влюбленные по тонкой паутине,
Что в воздухе летает в летний зной,
Могли б ходить…

Страшна здесь ненависть; любовь страшнее!

Я мертв – хоть жив и говорю об этом.

“Здесь вечный отдых для меня начнется.
И здесь стряхну ярмо зловещих звезд
С усталой шеи. - В последний раз,
Глаза, глядите; руки, обнимайте!
Вы, губы, жизни двери, поцелуем
Скрепите договор с корыстной смертью!”

Что в имени? То, что зовем мы розой, –
И под другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! – Джульетта

Земля, природы мать, – ее ж могила:
Что породила, то и схоронила. – Лоренцо

Нет в мире самой гнусной из вещей,
Чтоб не могли найти мы пользы в ней. – Лоренцо

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
Наоборот, деянием иным
Порок мы в добродетель обратим. – Лоренцо

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но если уж мужское слово ненадёжно,
Чего тогда от женщины ждать можно?

Чума пади на оба ваших дома,
Я из-за вас стал пищей для червей… - Меркуцио

Чума на оба ваших дома! Пусть
Истлевшего, меня изгложут черви -
Они и вас сожрут когда-нибудь…

У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты, порох и огонь,
Так сладок мёд, что наконец и гадок.
Избыток вкуса, отбивает вкус.
Не будь не расточителем. не скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо. - Брат Лоренцо

Вот так добро и зло между собой
И в людях, как в цветах, вступают в бой;
И если победить добро не сможет,
То скоро смерть, как червь, растенье сгложет. – Лоренцо

Речь о сновидениях.
Они плоды бездельницы-мечты.
И спящего досужего сознанья.
Их вещество - как воздух, а скачки –
Как взрывы ветра, рыщущего слепо
То к северу, то с севера на юг
В приливе ласки и порыве гнева.

Хочу того, чего мне не хватает.

Too swift arrives as tardy as too slow.
Чрезмерно спешащий так же опаздывает, как и чрезмерно медлящий.


И выпью рядом за здоровье милой.

В минуты
Отчаянья сойдет за вечность час…
Хочу того, чего мне не хватает.
Чем лучше цель, тем целимся мы метче
Какое зло мы добротой творим!Ромео

В моем уныньи книга - та же пища.
Да будет свет, когда душа во мраке! – Ромео

Любовь нежна?! Она груба, порочна,
Остра, как шип, и, словно тень, притворна. – Ромео

Прикинусь я подсвечником, приятель,
И буду посторонний наблюдатель. – Ромео

Боюсь, мой друг, все только началось… – Ромео

Куда пойду я, если сердце здесь?
Так день за днём преследует нас рок,
Должны зависимости мы себя лишить.
Кто ран не знал, над раною хохочет… – Ромео

Ни тот и ни другой, раз эти оба
Твои враги до гроба.
Уж лучше распроститься с жизнью разом,
Чем истощиться, мучаясь отказом. – Ромео

И брошу все блага к твоим ногам,
И за тобой одним пойду по свету. – Ромео

Влюбленным отрадно свиданье,
Как пьяным студентам гулянье. – Ромео

С тобою рядом - мой родимый дом.
Готов принять разлуку, смерть, отчаянье
За нежный взгляд, за свежесть милых уст. – Ромео

Меня перенесла сюда любовь,
Её не останавливают стены. – Ромео

Где друг, где враг, не отличу никак!..
Что мы начнем - другие довершат… – Ромео

Светло на небе - сумрак на душе…
Любовь во сне сама с собой играла,
Следя за бегом призрачных теней. – Ромео

Обострено мышленье человека,
Когда он ищет смерти. – Ромео

Ты нищ и низок - и при этом ты
Боишься умереть? – Ромео

Я отправлюсь в путь к ее могиле,
И выпью рядом за здоровье милой. – Ромео

Смешалось время… смута в голове. – Ромео

Спи мертвым сном, невинно убиенный,
Покойником-убийцей погребенный. – Ромео

Как часто человек бывает счастлив
Лишь на пороге вечности. – Ромео

Я здесь, и весь я твой. – Ромео

Я умираю, едва успев тебя поцеловать.
Увы, любовь желанные пути
Умеет и без глаз себе найти! – Ромео

Любуйтесь ей в последний раз, глаза!
В последний раз её обвейте, руки!
И губы, вы, преддверия души,
Запечатлейте долгим поцелуем
Бессрочный договор с небытием. – Ромео

Иль будешь, как луна, непостоянен…
Моя бездонна щедрость, словно море,
Моя любовь, как море, глубока. – Джульетта

Амур без крыльев - попросту урод…
Но старики подобны мертвецам -
Больные с виду, бледные с лица…
Мир вам, смиренный мой отец. – Джульетта

Моя любовь напрасных слов не ищет -
Она и так безмерно разрослась. – Джульетта

Возьми его безжизненное тело
И разбери на мириады звезд. – Джульетта

Чего ж плачу? - Радоваться надо!
Беда одна не ходит никогда,
А движется по замкнутому кругу. – Джульетта

Пуста и холодна постель моя -
Пускай не муж, так смерть возьмет меня. – Джульетта

Сказывают сказки,
Что жаворонок жабе строит глазки. – Джульетта

Нельзя гордиться тем, что ненавидишь. – Джульетта

Ну что ж, пусть будет то, что быть должно.
Живой меня заколотите в гроб.
Прощай! Не знаю,
Увидимся ли вновь. Холодный страх
Пронизывает кровь. – Джульетта

В могильной тишине пророчат смертным
Безумье, словно вырванные с корнем
Побеги мандрагоры. – Джульетта

Прощай, любимый, за твое здоровье
Я пью до дна!.. – Джульетта

Роза пахнет розой,
Хоть розой назови её,
хоть нет. – Джульетта

Картина требует красивой рамы,
И золотое содержанье книг, нуждается в обложках золотых – Леди Капулетти

Диалог Ромео и Джульетты (сцена на балконе) «Ромео и Джульетта» Сад Капулетти. Capulet"s orchard. Входит Ромео. Enter Romeo Ромео ROMEO Им по незнанью эта боль смешна. Но что за He jests at scars that never felt a wound. блеск я вижу на балконе? Там брезжит свет. Juliet appears above at a window Джульетта, ты как день! Стань у окна, But, soft! what light through yonder убей луну соседством; Она и так от window breaks? It is the east, and Juliet зависти больна, Что ты ее затмила is the sun. Arise, fair sun, and kill the белизною. envious moon, Who is already sick and На балконе показывается Джульетта. pale with grief, That thou her maid art Оставь служить богине чистоты. Плат far more fair than she: Be not her maid, девственницы жалок и невзрачен. Он не к since she is envious; Her vestal livery is лицу тебе. Сними его. О милая! О жизнь but sick and green And none but fools do моя! О радость! Стоит, сама не зная, кто wear it; cast it off. It is my lady, O, it is она. Губами шевелит, но слов не слышно. my love! O, that she knew she were! She Стоит одна, прижав ладонь к щеке. О чем speaks yet she says nothing: what of она задумалась украдкой? О, быть бы на that? See, how she leans her cheek upon ее руке перчаткой, Перчаткой на руке! her hand! O, that I were a glove upon Джульетта that hand, That I might touch that О горе мне! cheek! Ромео JULIET Проговорила что-то. Светлый ангел, Ay me! Джульетта ROMEO She speaks: O, speak again, bright angel! Ромео, как мне жаль, что ты Ромео! Отринь отца да имя измени, А если нет, JULIET меня женою сделай, Чтоб Капулетти O Romeo, Romeo! wherefore art thou больше мне не быть. Romeo? Deny thy father and refuse Ромео thy name; Or, if thou wilt not, be but Прислушиваться дальше иль ответить? sworn my love, And I"ll no longer be a Джульетта Capulet. Лишь это имя мне желает зла. Ты б был ROMEO собой, не будучи Монтекки. Что есть Shall I hear more, or shall I Монтекки? Разве так зовут Лицо и плечи, speak at this? ноги, грудь и руки? Неужто больше нет JULIET других имен. Зовись иначе как-нибудь, "Tis but thy name that is my enemy; Ромео, И всю меня бери тогда взамен! Thou art thyself, though not a Montague. What"s Montague? it is nor hand, nor foot, Nor arm, nor face, nor any other part Belonging to a man. O, be some other name! Romeo, doff thy name, And Ромео О, по рукам! Теперь я твой избранник! Я новое крещение приму, Чтоб только называться по-другому. Джульетта Кто это проникает в темноте В мои мечты заветные? Ромео Не смею Назвать себя по имени. Оно Благодаря тебе мне ненавистно. Когда б оно попалось мне в письме, Я б разорвал бумагу с ним на клочья. Ромео Ни тот, ни этот: имена запретны. Джульетта Как ты сюда пробрался? Для чего? Ограда высока и неприступна for that name which is no part of thee Take all myself. ROMEO I take thee at thy word: Call me but love, and I"ll be new baptized; Henceforth I never will be Romeo. JULIET What man art thou that thus bescreen"d in night So stumblest on my counsel? ROMEO By a name I know not how to tell thee who I am: My name, dear saint, is hateful to myself, Because it is an enemy to thee; Had I it written, I would tear the word. ROMEO Neither, fair saint, if either thee dislike. JULIET Ромео How camest thou hither, tell me, and wherefore? The orchard walls are high Меня перенесла сюда любовь, Ее не останавливают стены. В нужде она and hard to climb решается на все, И потому - что мне твои ROMEO родные! With love"s light wings did I o"erperch these walls; For stony limits Джульетта cannot hold love out, And what love Они тебя увидят и убьют. can do that dares love attempt; Therefore Ромео thy kinsmen are no let to me. Твой взгляд опасней двадцати кинжалов. JULIET Взгляни с балкона дружелюбней вниз, И If they do see thee, they will murder это будет мне от них кольчугой. thee. Джульетта ROMEO Не попадись им только на глаза! Alack, there lies more peril in thine Ромео eye Than twenty of their swords: look Меня плащом укроет ночь. Была бы Лишь thou but sweet, And I am proof against ты тепла со мною. Если ж нет, their enmity. Предпочитаю смерть от их ударов, JULIET I would not for the world they saw thee Джульетта here. Кто показал тебе сюда дорогу? ROMEO Ромео I have night"s cloak to hide me from their Ее нашла любовь. sight; And but thou love me, let them find me here: JULIET Джульетта By whose direction found"st thou out this Мое лицо спасает темнота, place? ROMEO By love, who first did prompt me to Ромео inquire; Мой друг, клянусь сияющей луной, Джульетта Не надо, верю. Как ты мне ни мил, Мне страшно, как мы скоро сговорились. Все слишком второпях и сгоряча, Как блеск зарниц, который потухает, Едва сказать успеешь "блеск зарниц". Спокойной ночи! Эта почка счастья Готова к цвету в следующий раз. Спокойной ночи! Я тебе желаю Такого же пленительного сна, Как светлый мир, которым я полна. JULIET Thou know"st the mask of night is on my face, ROMEO Lady, by yonder blessed moon I swear І love you JULIET Well, do not swear: although I joy in thee, I have no joy of this contract tonight: It is too rash, too unadvised, too sudden; Too like the lightning, which doth cease to be Ere one can say "It lightens." Sweet, good night! This bud of Голос кормилицы за сценой. love, by summer"s ripening breath, May Меня зовут. Я ухожу. Прощай. - Иду, иду! - prove a beauteous flower when next we Прости, не забывай. Я, может быть, вернусь meet. Good night, good night! as sweet еще. Постой-ка. repose and rest Come to thy heart as that (Уходит.) within my breast! Ромео Nurse calls within Святая ночь, святая ночь! А вдруг Все это I hear some noise within; dear love, сон? Так непомерно счастье, Так сказочно и adieu! Anon, good nurse! Sweet чудно это все! Montague, be true. Stay but a little, I will come again. Exit, above ROMEO O blessed, blessed night! I am afeard. Being in night, all this is but a dream, Too flattering-sweet to be substantial. Re-enter Juliet, above

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то