Духовные перемены, которые пережила Киргизия: религия кочевого народа. Краткий обзор истории религии на территории кыргызстана Какая вера в киргизии

До сих пор Киргизии остается малоизвестной страной для большинства иностранцев. Однако, это страна имеет древнюю, связанную с кочевниками, историю, живописные горы Тянь-Шаня, озеро Иссык-Куль, минеральные и термальные источники, средневековые караван-сараи, и даже горнолыжные курорты.

География

Киргизия находится в Центральной Азии. На севере Киргизия граничит с Казахстаном, на востоке – с Китаем, на западе – с Узбекистаном, а на юго-западе – с Таджикистаном. Выхода к морю нет. Общая площадь этой страны – 198 500 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 878 км.

Более 80% территории Киргизии располагается в горной системе Тянь-Шань. На юго-западе страны есть горная система Памиро-Алая, а на севере и юго-западе – плодородные Ферганская и Чуйская долины. Самая высокая точка – пик Победы, чья высота достигает 7 439 метров.

На северо-востоке в горах Тянь-Шаня находится озеро Иссык-Куль, второе по величине горное озеро в мире (на первом месте – озеро Титикака).

Столица Киргизии

Столицей Киргизии является Бишкек, в котором сейчас проживают более 900 тыс. человек. По данным археологии, люди на территории современного Бишкека жили примерно с VII века н.э.

Официальный язык

В Киргизии два официальных языка – киргизский (имеет статус государственного языка), относящийся к кыпчакской группе тюркских языков, и русский (имеет статус официального языка).

Религия

Около 80% населения Киргизии исповедуют ислам, а еще около 17% - это православные христиане.

Государственное устройство Киргизии

Согласно действующей Конституции 2010 года, Киргизия – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый на 6 лет.

Однопалатный парламент в Киргизии называется Верховный совет, состоит из 120 депутатов, избираемых на 5 лет.

Основные политические партии в Киргизии - «Ата-Журт», СДПК, «Ар-Намыс», «Республика» и «Ата-Мекен».

Климат и погода

Климат в Киргизии очень разнообразный, от резко континентального до морского, обусловлен наличием гор. Морской климат характерен для северо-востока страны, где находится озеро Иссык-Куль. В предгорных городах летом средняя температура воздуха составляет +30-35С.

По северу Киргизии лучше всего путешествовать с июня по сентябрь, а по югу – с марта по октябрь. Путешествовать по небольшим горам лучше всего с апреля по июнь, когда там цветут многочисленные цветы.

Горные перевалы заблокированы снегом с ноября по апрель (иногда даже по май). Лыжный сезон начинается в ноябре, и длиться до апреля.

Реки и озера

По территории Киргизии протекает несколько тысяч рек. Большинство из них нельзя назвать большими. Самая длинная из них – река Нарын, чьи истоки находятся в горах Тянь-Шаня.

На северо-востоке Киргизии в горах Тянь-Шаня расположено озеро Иссык-Куль, второе по величине горное озеро в мире.

Культура

Культура Киргизии является традиционной для кочевников. На нее существенное влияние оказал ислам, т.к. киргизы – мусульмане. До сих пор киргизы сохраняют свои старинные обычаи, особенно в сельской местности.

Чтобы по-настоящему узнать киргизскую культуру, туристам мы рекомендуем побывать летом в джайлоо (Так в Киргизии называют высокогорное пастбище, оно расположено на высоте 2500-3000 метров над уровнем моря).

Киргизы отмечают мусульманские праздники - Наврус, Эйд Аль-Фитр, Ид аль-Адха. Все эти и другие праздники сопровождаются традиционными киргизскими играми, музыкальными, танцевальными и театральными представлениями.

Кухня Киргизии

Кухня Киргизии сформировалась под влиянием узбекской, русской, китайской кулинарных традиций. Главные продукты питания – мясо, рис, лапша, кисломолочная продукция, овощи. Центральное место в киргизской кухне занимает мясо. Дело в том, что киргизы раньше были кочевниками, и поэтому они не выращивали овощи и фрукты (теперь ситуация, конечно, изменилась).

В Киргизии туристам мы рекомендуем попробовать плов, суп «шорпа», бешбармак (баранье мясо с лапшой), «Kuiruk-boor» (вареная баранина), «Kuurdak» (маленькие кусочки жареной баранины или телятины с луком и специями), «Lagman» (пряное тушеное мясо с овощами), «Manty» (пельмени на пару с бараниной), «Oromo» (рулет с мясом или овощами).

Традиционные безалкогольные напитки – чай, кофе, кумыс из кобыльего молока. Кумыс путешественники могут легко купить в период с мая по август прямо на обочине дорог.

Достопримечательности Киргизии

Согласно официальным данным, в Киргизии насчитывается несколько тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. Так, только в Прииссыкулье есть более 1500 исторических памятников. В Топ-10 лучших киргизских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Мавзолей Кумбез-Манас
  2. Могильники Кен-Кол
  3. Армянский монастырь возле Иссык-Куля
  4. «Царский курган» в Прииссыкулье
  5. Караван-сарай Таш-Рабат в грах Тягь-Шаня
  6. Мавзолей Шах-Фазиль возле Оша
  7. Петроглифы в ущелье Саймалуу-Таш
  8. Тюркские изваяния Кыр-Джол возле озера Сонг-Кёль
  9. Петроглифы горы Сулеймана
  10. Медресе Оша

Города и курорты

Самые большие города в Киргизии – Джалал-Абад, Каракол, Ош, Нарын, Балыкчи, Нарын, и, конечно, Бишкек.

Киргизия не имеет выхода к морю, но зато в этой стране есть много рек и озер. Самое большое озеро – Иссык-Куль, которое является популярным местом у киргизов для отдыха летом. Купальный сезон длиться с мая по октябрь. Летом средняя температура воды в Иссык-Куле - +24С.

В Киргизии очень много источников минеральных и термальных вод. Самые известные из них – Ак-Суйское, Аламудунское и Ыссык-Атинское месторождения.

В Чуйской долине располагаются Луговское и Камышановское слабоминерализованные сероводородные месторождения лечебных грязей.

Т.к. практически всю территорию Киргизии занимают горы, то не удивительно, что в этой стране есть хорошие возможности для горнолыжного отдыха. Неплохие горные центры находятся возле Бишкека и возле озера Иссык-Куль. Сезон катания на лыжах продолжается с ноября по апрель.

Сувениры/покупки

Случалось ли Вам задуматься о том, какая вера у киргизов? Скорее всего, вряд ли. А ведь представьте, как интересно взглянуть не чужую культуру. Быть может, предки киргизов вынесли из Алтая предания о встречах с йети?

Или десятки поколений этого народа бережно хранят какую-то уникальную религиозную традицию? Никогда не знаешь, что можно выяснить, если углубиться в мир другого человека. Давайте немного поговорим о религиозных представлениях киргизов.

Женщины в национальных одеждах киргизов. Фото: static-2.akipress.org

Предки киргизов приносили жертвы духам и имели похоронные ритуалы

Китайские источники называли государство предков киргизов Цзянькунь. В IX веке хроники Поднебесной записали некоторые сведения об этой стране:

«Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру - отважные и сильные.

Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами.

Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100 - 1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров».

О вере предков киргизов нам сообщают китайские документы.

«Жертвы духам приносят в поле в любое время. Шаманов называют «гань». На свадьбах платят калым. На похоронах оплакивают покойного, три раза обёртывают его в саван и сжигают, через год останки зарывают и снова оплакивают»

Детали происхождения киргизов спорны, так что не будем на них останавливаться. Как многие азиатские народы, киргизы были поглощены монголо-татарами, но сегодня они живут в отдельном государстве - Киргизии, а также расселились на территориях других государств, в том числе и России.

Историческая вера киргизов - тенгрианство (тенгризм)

Достоверно известно, что раньше киргизы исповедовали традиционную для Востока религию тенгрианство. Это современный термин. Как в действительности они называли свои верования, история не сохранила. Может быть, никак и не называли.

По крайней мере, китайцы до знакомства с Западом вообще не имели слова для обозначения религии. Возможно, тенгрианство - это та самая вера в духов, о которой сообщает китайская рукопись. Но не исключено, что речь о разных традициях.


Киргизский шаман. Фото: img04.rl0.ru

Так или иначе, но на определённом этапе киргизы стали разделять веру в неба Тенгри. Он был не единственным членом языческого пантеона. Также люди почитали:

  1. Умай. Мать-земля. Универсальный, знакомый каждому из нас образ. Вместе с богом неба создаёт равновесие мужского и женского, земного и небесного, верха и низа. Характерная для востока идея гармонии.
  2. Эрлик. Очень интересный персонаж. Бог подземного царства и загробной жизни. Изображался как страшное существо с головой быка. Характерно, что точно такое же существо почитается как буддийский бог смерти Яма. При этом в Индии тоже есть бог смерти Яма, но выглядит он иначе. Очевидно, что речь идёт о каком-то очень древнем божестве, общем для всего Востока.

Вообще, Азия - место, где особенно почиталась природа.

Если мы привыкли к антропоцентризму и теоцентризму, то азиатский мир геоцентричен, в центре его религиозных ценностей - земля, произрастающая на ней природа, её энергии и стоящий за всем этим Бог, действующий через эту самую природу.

Человек оторван от природы. Это существо сомнительных достоинств, ибо своими ошибками оно несёт разрушение. А потому Бог не столь похож на человека, как представляют себе западные религиозные традиции. Бог - нечто безличностное, далёкое. Его цель - не благо человека, а вселенская гармония. Если люди её нарушат, то их за это можно и покарать


Маска бога Эрлика, которого почитают последователи тенгрианства

Отсюда вытекают два следствия тенгрианства:

  1. Природе нужно поклоняться. Общение с Богом возможно через гармоничные вещи, которые выполняют свои задачи в этом мире. Это реки, горы и духи, которые с ними связаны. Все они - проекции божественного, заслуживающие почитания.
  2. Предков следует ритуально поминать. Смерть - ещё не конец. Душа никуда не девается, а её связь с нашим миром может быть довольно тесной. Сила же живого человека во многом зависит от земли, где обитали его предки, ибо здесь действует их воля.

А потому душу нужно правильно проводить и поминать соответствующими ритуалами, чтобы обеспечить ей достойную посмертную судьбу, а себе спокойное земное существование.

Реконструкция подлинного облика тенгризма - задача неподъёмная для историков культуры и религии. Мы слишком мало знаем о верованиях тех лет. Всё усугубляется ещё и тем, что каждый народ явно вносил свои традиции в тенгризм. И эти отпечатки сильно мешают созданию усреднённого облика тенгризма.


Статуэтка Умай - матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Но в то же время это не мешает нашим современникам исповедовать неотенгризм. Это религия, внешне похожая на то, чем мы себе представляем старую языческую традицию Азии. Любому человеку очевидно, что это уже явно не то, что было. Но поскольку никто не в курсе, как было на самом деле, для многих азиатов это приемлемая альтернатива.

Главное - не ставить знак «равно» между практиками нынешних шаманов тенгризма и той религией, которая навсегда утрачена для истории. Поддержка тенгризма - важна для Киргизии, так как это способствует национальной идентичности. Но сегодня эта религия официально не зарегистрирована.

Представитель общественного объединения «Кыргыз эл касиети академиясы» Нашарат Жакыпбеков так высказался об этом:

«Если бы Госкомиссия нас зарегистрировала, во-первых, мы смогли иметь определенную силу в правовом поле. Во-вторых, мы получили бы возможность снова вернуть исчезнувшую науку. Открыли бы школы и другие организации».

Самая распространённая религия Киргизии - ислам

Но времена шаманов ушли в прошлое. Сейчас в Киргизии - свыше 82% мусульман.

Представители ислама добились это не за один век, начиная с X. Они правильно рассчитали, что самый эффективный путь - это привлечь в свою религию правителей и аристократию.

столько в Киргизии мусульман

Нашествие монголо-татар несколько замедлило распространение ислама, но он продолжал понемногу поглощать предков киргизов. Даже советская власть не смогла остановить этот процесс, хотя нанесла ему значительный урон.


Центральная мечеть в Бишкеке. Фото: informburo.kz

К концу XX века Киргизия имела свыше 1000 мечетей, а к 10-м годам это количество приблизилось к 2000.

Ислам проник в сферы образования, общественные объедения и другие структуры. Даже киргизы, которые отправляются за границу, стараются поддерживать связь с мусульманским миром.

столько мечетей в Киргизии на сегодня

Конечно, это не значит, что каждый киргиз - правоверный мусульманин. Как и в православии, хватает «номинальных» верующих, ничего не знающих о богословии и тех, кто относится к религии, как к формальному соблюдению обрядов.

Позиции ислама очень сильно укрепил закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Он ограничил возможности миссионеры, а регистрацию разрешил при количестве членов церквей, достигающем 200 человек. По меркам такой небольшой и в значительной степени исламизированной страны, это жёсткие условия.

В Киргизии 16% христиан

Христиане составляют 16% от населения Киргизии. Как правило, это приезжие. Европейцы преимущественно католики и протестанты, а русские люди - православные.

Есть и киргизы по национальности, которые ходят в православную церковь.

Христианство не смогло противостоять исламу в Киргизии, но и конфликта у них нет.

Предание утверждает, что на этих землях проповедовал апостол Фома. История же считает, что христианство здесь появилось в Средневековье, но под давлением ислама утратило популярность.

На территории Киргизии действуют:

  • 46 приходов;
  • 25 храмов;
  • 1 монастырь.

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Бишкеке. Фото: foma.ru

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил рассказывает о том, как православие существует на территории Киргизии:

«На киргизскую землю православие пришло вместе с переселенцами. Русские переселенцы пришли на территорию современной Киргизии 150 лет назад, когда отдельные киргизские племена, приняв российское подданство, вошли в состав Российской империи.

Множество переселенцев из южных областей России, а также из Уральской губернии перешли сюда со своими повозками, вместе с семьями на постоянное место жительства.

Естественно, что переселенцы принесли в эти края православную веру. На местах, где они расселялись, появлялись первые православные часовни и храмы. Так православие пришло на киргизскую землю.

В отличие от агрессивной политики западных религиозных миссий христианского толка, православие пришло сюда мирно, а его главной целью было духовное окормление поселившихся здесь русских переселенцев.

Это сыграло историческую роль во взаимодействии с исламом. За 150 лет не было ни единого конфликта на религиозной почве, потому как ислам не вмешивался в дела русского населения, православные не вмешивались в дела киргизов.

Нынешнее государство Кыргызстан состоялось во многом благодаря совместным созидательным усилиям киргизского и русского народов на основе глубокого взаимоуважения, культурного взаимопроникновения, учета религиозных и национальных особенностей, чему, безусловно, помогали нравственные основы глубокой веры, как православного, так и мусульманского населения».

Data.kaktus.media

Буддизм не занимается миссионерством и не агитирует, так что количество его представителей не возрастает. При этом примечательно, что Киргизия - земля, полная буддистских реликвий, храмов и статуй.

Бахаи. Религия, возникшая на базе ислама в XIX веке. Во многом ему близка. Строгий монотеизм, попытка разглядеть во всех религиозных традициях единую линию. Вопрос о том, стоит ли её считать самостоятельным движением, либо относить к мусульманским сектам, открыт в современном религоведении.

Киргизы за пределами Киргизии исповедуют либо ислам, либо следуют своим личным предпочтениям

Киргизы тесно связаны с исламом, так то они даже за пределами своей страны стараются сохранить связь с религиозной традицией.

Но всё же это далеко не система, из которой не выйти. Киргизы в России и других странах вполне могут принять религию по своему вкусу или вовсе стать атеистами.

Было довольно сложно определить то, какой именно была первобытная Киргизия. Религия этой страны претерпела множество изменений: начиная естественным отбором и заканчивая принудительной исламизацией всего киргизского народа. И тем не менее ученые смогли найти достоверные сведения, способные пролить свет на метаморфоз верований этого кочевого народа.

Языческая Киргизия: какая религия была первой?

Главная проблема в исследовании прошлого Киргизии заключается в том, что большинство мифов и преданий передавались здесь преимущественно в устной форме. Из-за этого нельзя сказать наверняка, какая часть полученной информации была преображена под влиянием времени. И все же многие ученые склоняются к тому, что изначально предки этого кочевого народа поклонялись силам природы.

У них не было единого бога. Они верили в то, что все в этом мире имеет свое сознание и волю. Так, ветер мог стать верным другом или заклятым врагом, в зависимости от его настроения. Из-за этого киргизы постоянно общались с окружающим их миром, надеясь на его благосклонность.

Ранний тотемизм

С течением времени менялась и сама Киргизия. Религия тесно переплеталась с новой культурой, и вместо свободного поклонения силам природы на первое место встал тотемизм. Его суть заключалась в том, что у каждого рода или племени был свой тотем-хранитель. Зачастую его имя ставало во главе рода, тем самым прославляя своего покровителя.

Прообразами для тотема становились звери, духи и силы природы. Что правда, именно животные чаще всего избирались в качестве хранителя. Например, племя Бугу верило в то, что их далекий предок имел близкое родство со священным оленем. Именно поэтому оно избрало для себя такое имя, что в переводе обозначает «самец оленя» или «марал».

Новая вера

Религия Киргизии часто подвергалась давлению со стороны соседей. В большинстве случаев это приводило к тому, что местные верования лишь немного преображались, но при этом не меняли своей сути. Однако в конце IX века в эту страну пришел ислам, который навсегда изменил культурное наследие этого народа.

Довольно сложно описать несколькими словами, насколько сильно изменилась Киргизия. Религия превратилась в настоящий бич народа, который то и дело карал неверующих. И если до начала XVII века ислам терпимо относился к обычаям коренного населения, то с приходом Кокандского ханства все кардинально изменилось.

Именно в этот период на территории современной Киргизии начали активно строиться мечети, что впоследствии вылилось в принудительное приобщение к новым обрядам. Столь сильное влияние привело к тому, что сегодня большинство киргизов являются мусульманами-суннитами, искренне верующими в первородство Аллаха.

Духовный мир современной Киргизии

Главный вопрос заключается в том, изменилась ли полностью под влиянием ислама Киргизия? Религия мусульманского мира, безусловно, подобрала под себя культурный мир страны, но древние верования также не исчезли бесследно. Минуя запреты, языческие обряды просочились в духовную жизнь киргизов, видоизменяя привычные таинства и праздники новой религии.

То же касается и глубины веры киргизов. Несмотря на поклонение Аллаху, они редко придерживаются всех (исповедание веры, молитва, пост, подаяние милостыни и паломничество). И все же именно эта религия является основой духовного мира современной Киргизии. А посему ни в коем случае нельзя приуменьшать ее роль в создании культурного наследия этого народа.

Помимо этого, в стране есть христиане и буддисты. Но их число столь невелико, что, даже объединившись, они не смогут стать достойными конкурентами для доминирующих мусульман.

Киргизы и их религия . Под именем киргизов у нас известны 2 племени, из которых одно называется киргиз-кайса-ками или, – правильнее, – казак-кирги-зами , а другое кара-киргизами или бурутами (а не бурятами, как сказано на стр. 893 «Энциклопедическая Словаря» Ф. Павленкова, Спб. 1899); второе племя называется еще и дикокаменными киргизами , так как занимает горные хребты Тянь-Шаня и смежные с ними хребты семиреченской и сырдарьинской областей. Оба киргизские племени в подданстве и у России и у Китая. Кара-киргизов насчитывается всего до 850000, а казак-киргизов до 2 миллионов. Последнее племя занимает степи в астраханской губернии и в областях: уральской, тургайской, акмолинской, сырдарьинской, семиреченской, семипалатинской, самаркандской и закаспийской. (Киргизы-казаки, или киргиз-кайсаки разделяются на несколько родов – «рыу» таковы по роду: адаевцы, табынцы и прочие – Г. К.). Оба племени по языку – чистые тюрки, по – мусульмане суннитского исповедания и ханефитского законоположения, то есть, другими словами, у них дела религиозного характера и мелкие решаются по преимуществу по законоведение Абу-Ханифы Нума́на бен Са́бит, жившего с 699 по 767 год от рождества Христова и действовавшего в Месопотамии; дела же уголовного характера решаются двояко: или по обычному праву, если виновное и пострадавшее или убитое лица – киргизы, или по закону государственному, если одно из таких лиц – из другого племени. Ислам пустил более глубокие корни у киргизов, живущих смежно или вместе с сартами и татарами, которые издавна проповедуют и навязывают им . Местами общественного моления служат в селениях и городах татарские и сартские мечети (в киргизских степях также встречаются теперь мечети с минаретами и молитвенные дома. – Г. К .). Не смотря на номинальное исповедание , у киргизов, отдаленных от влияния сартов и татар, сохраняются до сих пор остатки прежней их религии, шаманства. Наиболее крупным остатком надобно считать: знахарей, называемых баксами и играющих ту же роль, как и шаманы у восточносибирских племен; далее, зажигание светильников вокруг кибиточного огня; потом, гадание на жженной бараньей лопатке и, наконец, встречу первого грома постукиванием углов кибитки ковшом по течению солнца. Все это у киргизов держится еще потому, что слова и фразы, сопровождающая то или другое действие, приправляются именами Мухаммеда (Магомета), Хасана и Хусейна и других лиц мусульманской религии. Обряды при наречении имени, обрезании, женитьбе и погребении все справляются по мусульманскому положению, но дела, касающиеся владения, отчуждения, раздала имущества и развода – по адату, то есть по обычаю . Таким образом, выходит, что и русские, и китайцы предоставляют киргизам судиться и рядиться, если только нет уголовщины по отношению к не киргизам, и справлять свои обряды, как им угодно. (В виду этого у них дела решаются иногда самосудом, проявляющимся в форме «баранты», то есть грабежа скота и родовой мести; при чем бывает и так, что, например, за убийство одного человека целый род восстает на другой род и мстит до тех пор, пока не нанесет тяжких бедствий противнику – Г. К .). Вместе с ом к киргизам проникли и те заговоры и молитвы, поверия и легенды, которые у строгих мусульман, в роде турок, считаются «отреченными» и противными древнему, наиболее чистому, исламу; так, например, киргизы верят в духов гор, вод, степей, жилищ и огня и спасаются от них разными нашептываниями . Таблиц с разными душеспасительными заговорами и молитвами особенно много печатается в казанских литографиях (смотреть «Деятель» за 1903 год, страницы 235–240 и 360–365). Здесь же, в Казани, киргизы получают и большую часть своих религиозных книг и книг литературных, писанных по-арабски и по-татарски ; например, биографии ветхозаветных патриархов, пророков, судей и царей, начиная с и кончая Иисусом Христом (Иса и Айса); биографии Мухаммеда, его родни и сподвижников и прочее. Киргизам известно также сказание о 7 ефесских отроках (асха́-буль-кахф). По влиянию Корана и его комментариев киргизы признают, подобно другим мусульманам, в числе святых и Александра Великого (Искандер Зу-лькарне́йн, Александр Двурогий), который, по ним, вместе с пророком Илией (Кыдыр) ходил искать источник «живой воды», то есть воды бессмертия. Имя «Кыдыра» спасает человека от опасности, Соломона (Сулейман) – от злых духов, семь ефесских отроков – от врагов, кредиторов, огня и воды (а хлеб – от саранчи), Ноя (Нух) – от потопления, Иисуса Христа – от злых людей, а Иосифа (Юсуф) – от результата дурных снов. Подобно сартам и татарам, киргизы прибегают к заступничеству скрытых от чужого взора амулетов, которые носят то в кушаках, то за пазухами, то в волосах (женщины), то подмышками, то держат в щелях и углах жилищ и прочее. Первою по качеству поучительною книгою у киргизов, понятно, считается Коран (а затем шариат – мусульманский катехизис, в котором изложены главные обязанности мусульман в отношении религии. – Г. К. ). Коран употребляется и для гадания как и у сартов. Из других способов гадания, оставшихся у киргизов от прежних времен, известны, – кроме гадания на бараньей лопатке, существующая ныне; также у монголов, урянхайцев и инородцев – тюрков томской, енисейской и иркутской губерниях, – также гадания: по цвету пламени, в которое бросается сало, по звездам, по экскрементам овец и по камешкам. При решении дел религиозных и мелких житейских киргизы пользуются, – кроме «Большого Законоведения» (фикх а́кбар) вышеупомянутого Абу-Ханифы, называемого обыкновенно «Имам Азам», то есть великий имам, – сочинениями: «Гида́я» (руководительство) Алия-бен-Абибекр из Ферганы, умершего 1197 году по рождеству Христову, «Джа́миур-руму́з» (собрание намеков) Мухаммеда Кахистани, умершего 1557 году, и некоторыми другими, писанными на арабском языке, почему обыкновенно выигрывает та сторона, где удачнее и яснее истолкуют соответствующее делу место. Молитвы, омовения и посты соблюдаются по правилам ислама, при чем, как и другим мусульманам, даются льготы; например 5 положенных в сутки молитв можно читать и порознь и вместе, когда порознь не удается; если воды для омовения под руками нет, или если она дорога, например в пустыне, то вместо воды можно употребить песок; пост соблюдается лишь днем и так далее. От молитв, омовений и постов можно откупиться также пшеницей или другим хлебом: например, 1 стоить 4¼ фунта пшеницы по толкованию в книге „Джа́миур-руму́з». В школах учат по Корану хефтье́ку то есть 1/7 Корана, шариату и другим книгам, печатающимся в Казани и касающимся исключительно религии. Кроме собственно мусульманских школ – медресе и мектеде – у киргизов имеются русские, например, в астраханской губернии, уральской и тургайской областях. (Школы эти открываются с разрешения русского правительства, и в них преподают те же предметы, что и в начальных школах русских – одноклассных и двухклассных; в некоторые школы допущены и муллы для преподавания мусульманского вероучения.

Татары и сарты, проникающие в самые отдаленные и глухие уголки киргизских степей в качестве весьма невыгодных для киргизов сначала мелочников-торгашей, а потом и скоро зажиточных торговцев, по своей привычке сбывать среди киргизов гнилую или ничтожную вещь втридорога, зорко следят за обрусением киргизов в русских школах, стараются всеми мерами враждебно настроить киргизов как против русских школ, так и вообще против русских, и убедительно внушают киргизам поступать в русские школы лишь при том условии, если допущен будет в школу мусульманский мулла; а этот последний старается поставить в школе дело так, что киргизские мальчики, обыкновенно, показно и механически изучают в школах русский язык и другие предметы, большую же часть времени и все внимание свое уделяют изучению мусульманского вероучения; так, за уроком русского языка или арифметики часто можно найти у ученика киргиза за партой мусульманскую книгу: хефтьек, шариат-имани и др. – Г. К. ). Киргизы, живущие около русских городов и селений, охотнее отдают своих детей в русские школы, чем живущие внутри степей или около татар и сартов. (Но вообще киргизы – большие охотники учиться в русских школах даже в миссионерских – церковно-приходских школах; почему крайне жаль, что на открытие русских школ среди киргизов, отпускается мало казенных средств. – Г. К. ). Еще медленнее того идет обращение киргизов в православие. (В настоящее время имеется несколько киргизских миссий, главным образом, в епархиях астраханской, омской и оренбургской. Все эти миссии подчинены местным епархиальным комитетам, а последние в свою очередь подчинены московскому православно-миссионерскому обществу.

Издание книг на инородческих языках для миссионерских учреждений главным образом ведают переводческая комиссия православного миссионерского общества и братство святого Гурия в Казани. – Г. К. ). Ныне имеются евангелия, учебники, буквари, словари, священная история обоих заветов, жития некоторых святых и даже служебник. Все эти издания вышли в количестве от 300 до 3000 экземпляров.

Быт и культура киргизов способны удивить многих европейцев. Это гордый народ, история которого насчитывает не одно столетие. Они отличаются особыми представлениями о жизни и порадуют каждого гурмана непревзойденной кухней. Богатство культуры и необычные традиции некогда кочевого народа - яркое свидетельство уникальности киргизов.

История

Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией.
С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание.
Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.

Жизнь

Традиции


Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных - гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.
Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник - наиболее удачный, по мнению киргизов, день.

Свадьба


К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.
Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.
Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.
Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.

Праздники

Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.

Еда


Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо - это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо - все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон - бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.
Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном - небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:

  • Рис выступает основным гарниром;
  • К жирной пище обязательно подаются зелень и овощи, что способствует лучшему пищеварению;
  • Большинство салатов является основными блюдами;
  • Сыр редко встречается на столе, его делают только горные жители;
  • Из напитков киргизы пьют смесь бозо, которая готовится из забродившего проса;
  • Творог здесь подают соленый, а супы делают на основе ячменя;
  • В большом почете лепешка нан, которую готовят различными способами. Всего насчитывается сотня-другая вариантов - все зависит от района. Например, в одном хлеб пекут в тандыре, где-то пользуются углями, а иногда в ход идет масло (такую лепешку называют боорсок);
  • Из сладостей чаще всего едят щербет, чак-чак, халву и баклаву;
  • Как и у других кочевников, важным напитком здесь считается кумыс.

Культура


Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» - стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям - самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.
В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.

  1. Наиболее популярным остается комуз - трехструнная гитара небольшого размера.
  2. Кыяк - деревянный инструмент, являющийся аналогом скрипки. По форме напоминает ковш, причем его нижняя часть обтягивается кожей верблюда.
  3. Чор - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. Рождает глубокие и гнусавые звуки.

Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.

Фольклор

Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.
Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен - в нем более миллиона строк.

Внешность

Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.

Одежда


Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан - красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто - чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды.
У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые - с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака - элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз - длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.

Жилище


До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников - юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.
Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто - маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта - скорее прихоть и показатель статуса.

Характер

Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово - для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна.
Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые - все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета.
Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному - мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.

Религия

Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей - мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население.
Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.

Продолжительность жизни


Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы.
Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.

Численность

На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.
В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.

Киргизы заслуживают большого уважения - в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.

Видео

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то