Почему должны ходить на основы православной культуры. Учись, пока молодой: Как провалилось православное образование в российских школах. Общемировая экспансия ислама

"Введение "Основ православной культуры" - один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей" (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г.)

Почему Святейший Патриарх Кирилл сказал, что введение в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования? - Потому что современное отечественное образование находится не только в состоянии затяжного реформирования, но и глубокого духовно-нравственного кризиса.

Самой школе (директорам, учителям) говорить об этом кризисе неловко: это все равно, что критиковать свою собственную воспитательную работу. Да и со стороны нашу родную многострадальную школу не хочется осуждать. Ведь у нее столько проблем! Взять хотя бы проблемы финансирования, постоянно усложняющиеся требования к условиям обучения, вал разнообразных новых предписаний школе…

Непрерывное реформирование школы можно сравнить с непрерывными переездами. Представьте ситуацию: семья (или организация, или предприятие) два десятка лет находится в состоянии переездов. Не успеет укорениться, обосноваться, обустроиться, как уже говорят: извольте, надо снова переезжать… Но реформы - это неизбежное, школа их не выбирает. Поэтому критически обсуждать реформирование школьного образования так же непродуктивно, как и доказывать самим себе, что ЕГЭ не способствует повышению качества школьного образования. А вот духовно-нравственное воспитание школьников зависит не столько от министра образования А.А. Фурсенко, сколько от самой школы: от директора, от учителя. Здесь уместно вновь привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что введение в школу предмета "Основы православной культуры" имеет решающее значение для судьбы российского образования.

Каковы же проблемы преподавания основ православной культуры в школе?

Вот краткий и примерный их перечень.

1. Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Им настойчиво рекомендуют "Основы светской этики", на худой конец - так называемые "Основы мировых религий". Так что, чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как "выбор без выбора".

2. Неудовлетворительная подготовка учителей комплексного курса ОРКиСЭ, следовательно - и учителей ОПК. Подготовка шла в неимоверной спешке, часто формально, без учета специфики предметов (так называемых модулей) новой образовательной области.

3. Проблемы с финансированием ОРКиСЭ: отсутствие заранее предусмотренной оплаты работы учителей за проведение уроков по ОРКиСЭ, в том числе и по ОПК. Школам приходится заниматься реструктуризацией и оптимизацией своих финансовых возможностей, чтобы что-то выкраивать из общего объема финансирования.

4. Пресловутый дефицит "часов". За счет сокращения каких предметов следует вводить ОРКСЭ? Формулируемый таким образом вопрос кого угодно может настроить против преподавания в школе основ религиозной культуры. Для усиления антирелигиозной позиции иногда добавляется, что школьники и так перегружены предметами и уроками.

5. Наличие в классе небольшого числа выбравших ОПК. Если, например, в классе всего два-три таких ребенка, а в школе - десять-пятнадцать, то проще их записать на "Основы светской этики", чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по ОПК, места для проведения занятий и так далее.

6. Отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей ОРКиСЭ. "Выход" обычно один и тот же - всех детей записать на "Основы светской этики", и тогда не надо искать дополнительного помещения для занятий по "малочисленному" модулю.

7. Недостаток или отсутствие учебно-методических пособий по ОРКиСЭ, в том числе по ОПК для выбравших именно этот учебный предмет (модуль).

Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми: за 20 лет болезненного реформирования российская школа накопила такой богатый опыт по преодолению трудностей, что порой кажется, в этом и состоит главная задача нашей школы - преодолевать трудности, а не учить детей доброй жизни и давать полезные знания.

Протоиерей Борис Пивоваров

Все вышеперечисленные проблемы можно разрешить только при одном условии - если в школе будет устранен режим наибольшего неблагоприятствования для преподавания "Основ православной культуры".

Известно, что всякое дело реализуется в определенных условиях: очень благоприятных, благоприятных, не очень благоприятных, неблагоприятных, очень неблагоприятных. Для ОПК в школе сформировался режим наибольшего неблагоприятствования.

Почему и как создалась такая ситуация? - На мой взгляд, первая и главная проблема введения комплексного курса ОРКСЭ в школу - это целенаправленное противодействие нормальному введению ОПК (в рамках указанного комплексного курса) со стороны противников преподавания основ православной культуры.

В чем и как обнаружилось это противодействие?

Противники введения "Основ православной культуры" в школу с самого начала апробации комплексного курса ОРКиСЭ грозили эксперименту рисками.

Первое опасение ими было сформулировано так: "В школу придут священнослужители!" А это, по мнению противников изучения православной культуры в школе, "было бы прямым нарушением Конституции России". При этом делалась лукавая ссылка на Конституцию:

"В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности" ("Книга для родителей". М.: "Просвещение", 2010. С. 5).

В чем неправда и лукавство данного "опасения"? - В произвольно-расширительном толковании Конституции России.

А.Я. Данилюк, составитель цитируемой "Книги для родителей", утверждает: "Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции". Но если кто-либо сам прочитает весь текст Конституции Российской Федерации, то таких слов там не обнаружит. Не найдет он их там по простой причине - в Основном законе нашей страны их нет и быть не может.

Почему? - Ответ дает п.2 ст.19 самой Конституции: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

"Все равны перед законом" (п.1 ст.19). Значит, и утверждение А.Я. Данилюка, запугивающего родителей тем, что "в школу придут священнослужители!", - носит антиконституционный характер. Пунктом 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от "должностного положения", от "отношения к религии, убеждений", а также других обстоятельств.

А.Я. Данилюк, по-видимому, рассчитывает на то, что занятые своими проблемами родители не будут проверять его ссылки на Конституцию, а поверят ему на слово. Возможно, автор рассчитывает и на то, что в головах многих учителей и родителей до сих пор еще сохраняется утратившее законную силу положение - "школа отделена от Церкви". В ныне действующем законодательстве России такого положения нет. Следовательно, Конституции Российской Федерации противоречит не приход священнослужителя в школу, а антицерковное утверждение составителя "Книги для родителей".

Противниками преподавания основ православной культуры произвольно-расширительно толкуется и п.5 ст.1 Закона РФ "Об образовании": "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускается".

Что не допускается Законом "Об образовании"? - Создание и деятельность организационных структур, причем не только религиозных объединений, но прежде всего политических партий. Иными словами, п.5 ст.1 Закона "Об образовании" запрещает создание и деятельность, например, отделения любой политической партии или какого-либо религиозного объединения со всеми необходимыми для их функционирования должностями и установлениями.

Приход священнослужителя в школу ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом "Об образовании" не запрещается. Что же касается регулярного преподавания в школе священнослужителем какого-либо предмета, в том числе и "Основ православной культуры", то и здесь нет законодательных запретов. Более того, если священнослужитель или иной представитель Церкви имеет соответствующую квалификационную категорию и подготовку, то запрещение ему преподавать в школе является прямым нарушением Конституции России.

Если упоминать статью 14 Конституции России, на которую ссылается "Книга для родителей", то не следует забывать и 28-ю статью Основного закона нашей страны: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Заметим, что в этой статье Конституции нет оговорки, что действие ее не распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения, то есть на школы. Поэтому не случайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 21 июля 2009 года на знаменательной встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами российских мусульман, иудеев и буддистов (на которой и было принято принципиальное решение о введении в российскую школу предметов по духовно-нравственной культуре) совокупно привел 14-ю и 28-ю статьи Конституции Российской Федерации.

Один из принципов государственной политики в области образования - "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей" (Закон РФ "Об образовании", п.2 ст.2). Православие, как гласит Закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), имеет "особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры". Поскольку этого Закона никто не отменял, то для защиты и развития православной культуры народов России в школе необходимо изучать основы православной культуры.

Но противники православной культуры боятся возрождения исторически приоритетного положения Православной Церкви в России и не хотят замечать свидетельства действующего законодательства об особой роли православия перед российской историей и культурой.

Другой важный принцип государственной политики в образовании - "свобода и плюрализм в образовании" (Закон РФ "Об образовании", п.5 ст.2). Но о какой свободе в образовании можно говорить, если родителей школьников запугивают тем, что "священнослужитель может прийти в школу"?! (Выходит, свобода и плюрализм - только для атеистов?)

Что страшного для школы в том, что православный священник придет в школу на урок основ православной культуры? Неужели страшно, что он познакомит детей с заповедью о почитании родителей, научит их всегда благодарить своих учителей, воздерживаться от скверных слов, разъяснит значение слова "священный" в Государственном Гимне России или в песне "Священная война", а также расскажет о церковно-государственных праздниках? Этого ли надо бояться школе?!

Второе "опасение" противников преподавания православной культуры в школе: "Не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?" ("Советская Сибирь". № 217, 17 ноября 2011 г.).

Обратим внимание на то, о чем идет речь. Речь в газете идет даже не о модуле основ православной культуры, а обо всем комплексном курсе ОРКиСЭ! Страх противников преподавания православной культуры перед "пропагандой православия" превышает все резоны в пользу комплексного курса ОРКиСЭ. И чтобы "не рисковать", они уже у самых истоков эксперимента готовы были отказаться от всего комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"!

А что означают и откуда взяты слова "пропаганда православия"? - Это словосочетание заимствовано из времен открытого гонения на Русскую Православную Церковь и на верующих, когда Н.С. Хрущевым была поставлена задача искоренить религию в СССР. Провозглашая планы построения коммунизма, этот богоборец заявил: "Религию в коммунизм мы не возьмем!" А чтобы подтвердить свои планы, он обещал в скором времени показать "последнего советского попа по телевидению".

Огласил Хрущев на весь мир свои воинствующе-атеистические планы - и вскоре его освободили от власти. А к концу XX века как символ возрождения православной культуры России в Москве был воссоздан Храм Христа Спасителя!

В прошлом году, когда в Россию афонские монахи привезли Пояс Богородицы, более трех миллионов человек поспешили к этой великой христианской святыне. Жаль, что А.Я. Данилюк, автор "Книги для родителей", не опросил стоявших в очереди у Храма Христа Спасителя москвичей: желают ли они, чтобы их дети и внуки изучали в школе "Основы православной культуры"?

А ведь напрашивается и такой вопрос: "Неужели миллионы православных родителей, которые уже приобщили своих деток к православной вере и культуре через Святое Крещение, не сделали тем самым свой мировоззренческий выбор и не определили - по какому жизненному пути они хотят направить своих детей?" Задайте вопрос на любом школьном родительском собрании: "Кто из родителей крестил своих детей?" - Увидите лес рук. Тогда задайте им следующий вопрос: "А хотели бы поднявшие руку родители, чтобы их крещеные дети изучали в школе предмет "Основы православной культуры"?"

Если таким образом провести родительское собрание, то процент родителей, выбравших "Основы православной культуры", будет несравненно выше, нежели сейчас. И не надо будет ломать голову над изобретением механизма выбора модуля ОРКиСЭ. Более того, если школа таким образом выразит уважение к мировоззренческому выбору родителей, то будет на деле реализован Протокол № 1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы "О защите прав человека и основных свобод", ст.2 которой гласит: "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям".

Противники изучения православной культуры в школе настраивают против религии не только родителей (см. "Книгу для родителей"), но и учителей комплексного курса ОРКиСЭ. На первой же странице введения к "Книге для учителя" делается выпад против религии: "Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественнонаучного знания и даже противоречит ему" ("Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы". М.: "Просвещение", 2010). Из времен гонения на веру, Церковь и верующих составители "Книги для учителя" вытащили замшелый догмат воинствующего атеизма: "Наука - против религии".

Религия не разделяет атеистических интерпретаций того, что еще не известно науке (проблемы космогонии, зоогенеза и антропогенеза). Религия не разделяет и убеждений представителей так называемого "научного атеизма", считающих, что только они обладают единственно верным материалистическим мировоззрением. Но внушать учителю, что религия противоречит науке, - значит продолжать бороться с религией, заявляя при этом, что имеется свобода вероисповедания.

На странице 8-й "Книги для учителя" содержится еще один выпад против религии: "…религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека".

Хорошенькая характеристика дается религии! Кто же после этого захочет преподавать основы религиозной культуры?! Заметим, что составители "Книги для учителя" сознательно подменяют одно другим - деструктивный характер имеет не религия, а сектантские и террористические псевдорелигиозные учения и течения.

Цитируемые "Книга для родителей", "Книга для учителя" и вброс в общественную дискуссию по вопросу апробации ОРКиСЭ такого словосочетания, как "пропаганда православия", - все это свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное противодействие возрождению православной культуры России.

Школа борется (должна бороться!) с наркотиками, с пропагандой наркотиков, с криминалом, с пропагандой насилия. А газета "Советская Сибирь" беспокоится о "пропаганде православия". Тут невольно вспоминается другой бичующий религию догмат воинствующих безбожников: "Религия - опиум для народа". Но пока 70 лет в СССР боролись с религией - настоящий опиум проник в нашу страну, в школу, в жизнь, причем в таких масштабах, что трудно с чем-либо сравнить это бедствие.

Уместно вспомнить, что сказал о рисках, связанных с введением ОРКСЭ, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (25 января 2011 года): "Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие".

Каковы меры, принимаемые органами управления образованием и директорами общеобразовательных учреждений "для преодоления указанных "опасений" и "рисков" в ходе апробации ОРКиСЭ"? - Неусыпный контроль за соблюдением "светского характера образования"!

В чем выражается этот контроль?

В недопущении священнослужителей в школу; в том, что сотрудничество учителей основ православной культуры с представителями Русской Православной Церкви носит скорее символический, чем конструктивный характер; до сих пор нет методических объединений по основам православной культуры(все имеющиеся методобъединения - только по всем шести модулям разом, а благодаря этому нет продвижения по совершенствованию преподавания ОПК).

В фактическом отсутствии свободного выбора предмета (модуля) основы православной культуры родителями (законными представителями) и учащимися.

В том, что разъяснительная работа в средствах массовой информации ведется "в одни ворота" - в пользу светской этики.

Так и сформировался режим наибольшего неблагоприятствования для введения в школу "Основ православной культуры".

И это в то время, когда напряженность и тревожность, связанные с духовно-нравственным кризисом всего человечества, все чаще проявляются и в школе. Угрожающим становится массовый уход детей в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими. Слепое доверие детей к информации, выложенной в социальных сетях, позволяет манипулировать их сознанием. Школа становится учреждением по оказанию "образовательных услуг". В результате невольно утрачивается традиционный для России образ школы как рассадника просвещения и духовно-нравственного воспитания.

Кто может быть преподавателем предмета "Основы православной культуры"? - Тот учитель, который не только прошел курсовую подготовку и (или) переподготовку в АПКиППРО или НИПКиПРО, но также получил рекомендацию от соответствующей централизованной религиозной организации региона.

В поддержку этого принципа 3 ноября 2011 года выступил Межрелигиозный совет России, образованный в 1998 году как общественный орган, объединяющий в себе представителей четырех религиозных традиций России - православия, ислама, буддизма и иудаизма. Межрелигиозный совет России признал важность предоставления централизованным религиозным организациям возможности рекомендовать преподавателей учебных курсов, предметов, дисциплин религиозно-познавательного характера.

В Новосибирской области централизованной религиозной организацией Русской Православной Церкви является Новосибирская епархия. Следовательно, для совершенствования преподавания "Основ православной культуры" в школах Новосибирска и Новосибирской области учителю основ православной культуры необходима рекомендация от Новосибирской епархии.

Практика рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать предметы религиозно-познавательного характера, имеет место во многих европейских странах, например, в Германии. И от этого ни сама Германия, ни государственная система образования страны не утратили светского характера. У нас, в России, отсутствие практики рекомендации со стороны религиозной организации учителю, желающему и готовящемуся преподавать основ православной культуры, является пережитком идеологического господства атеизма в системе общего образования.

Воспитание школьников в значительной степени зависит от мировоззрения учителей, их духовно-нравственного уровня и патриотического настроения. Чем младше ребенок, тем большая ответственность лежит на педагоге. Курс духовно-нравственного образования необходим в первую очередь самому педагогу, чтобы взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. А "Основы светской этики" не требуют подобной работы над собой. Потому что "индивидуальная этика", по учению составителей "Книги для учителя", "в современном обществе отделяется от религии" (С.16), и человек волен "формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов" (С. 215).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о введении с 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях страны учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" организацию работы по введению в школу нового учебного предмета "Основы православной культуры" в Новосибирске и Новосибирской области необходимо совершенствовать.

Для этого нужно:

Обеспечить родителям свободный выбор основ православной культуры,

Снабдить учителей доброкачественным методическим материалом, а учащихся - учебными пособиями,

Организовать информационную и методическую поддержку введения основ православной культуры,

Совершенствовать организацию работы самих образовательных учреждений, осуществляющих преподавание основ православной культуры,

Создать в целом благоприятные условия для успешного введения в школьную программу свободно выбранного учебного предмета "Основы православной культуры".

Пока, к сожалению, благоприятных условий для реализации права православных родителей на полноценное обучение их детей основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях нет.

Каким же словом следует охарактеризовать создавшийся режим неблагоприятствования для выбора и преподавания "Основ православной культуры" в школе?

Точное слово нашлось в "Дневниках" писателя М.М.Пришвина за 1918–1919 годы: не признаётся!

"Основы православной культуры" как учебный предмет в школе пока не признаётся!

Не запрещается. Не отменяется. А попросту - не признаётся!

"Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур" признаются, а "Основы православной культуры" - не признаются.

Служение учителя связано с великой ответственностью. Некоторые учителя чувствуют свою ответственность перед Богом за вверенных им для воспитания и обучения детей. Кому этого не дано - чувствуют свою ответственность перед родной историей и будущим России. Но, к сожалению, есть и такие учителя, которые сознательно отделяют обучение от воспитания: они ограничиваются тем, что передают учащимся лишь некоторую сумму знаний. Кризис российской системы образования станет необратимым, если преобладающая часть российских учителей будет относиться к третьей категории.

Русская Православная Церковь всеми силами стремится помочь российской школе выйти из создавшегося кризиса, но, к сожалению, антирелигиозно понимаемый "светский принцип" образования, как тяжелые гири на ногах, не позволяет школе двигаться в сторону духовно-нравственного оздоровления и преображения. Необходимо урегулирование церковно-государственных отношений в сфере образования, в частности - точное определение областей ответственности сторон при решении организационно-управленческих и содержательных задач при введении основ православной культуры и распределение компетенций между заинтересованными сторонами.

17 января 2012 года исполнится год, как было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области. В нем содержатся и положения о сотрудничестве в части апробации ОПК. Но, к сожалению, этот документ остается неизвестным большинству школ и учителей.

А пока в школе господствует атеистическая "светская этика". Что такое "светская этика"?

В учебнике "Основы светской этики" для 4–5 классов (М.: "Просвещение", 2010) утверждается: "Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло" (Урок 2. С. 7).

Святейший Патриарх Кирилл в своем нынешнем Рождественском Послании сказал:

"Сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что - зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем".

В заключение хотелось бы выразить надежду, что юбилейные XX Международные Рождественские Образовательные Чтения в Москве, посвященные теме "Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства", будут способствовать разрешению проблем, связанных с введением в школу предмета "Основы православной культуры". Свободное преподавание основ православной культуры в российской школе, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Борис Пивоваров , протоиерей

Приводится по: "Новосибирский Епархиальный Вестник". Январь 2012. Спецвыпуск к XV Новосибирским Рождественским Образовательным Чтениям. С. 3-5.

Последние две недели в школах Сарова проходят родительские собрания в третьих классах, на которых священники и миряне рассказывают о модуле «Основы православной культуры». Вот, как это происходило в лицее № 3.

До этого в каждом из трех третьих классов предварительно опросили родителей, какой модуль курса ОРКСЭ они выбирают. Трое учителей, ведущие эти классы, тоже определились с выбором - они собираются преподавать основы светской этики. Родители ориентируются на учителя, но, все-таки некоторые из них записались на «Основы православной культуры» (ОПК). Несмотря на то, что пока желающих немного, в школе собрали всех родителей третьеклассников, и перед ними выступил о. Александр Брюховец, директор православной гимназии Н. В. Суздальцева и учитель начальных классов О. Н. Барышникова, которая уже два года ведет ОПК в лицее № 3 и является председателем методобъединения преподавателей ОРКСЭ.

О. Александр коснулся всех трех модулей курса, которые выбирают родители в Сарове. Пояснил, что модуль «Основы мировых религиозных культур» рассказывает о всех религиозных культурах понемножку, носит энциклопедический характер, но не выполняет задачу воспитания детей на своей национальной культуре. Этот предмет был бы более уместен в старших классах, когда у ребят уже сформировано мировоззрение. А модуль «Основы светской этики» говорит о правилах поведения, но умалчивает о вере в Бога, по сути, это - атеистический предмет и, выбирая его, мы являемся продолжателями богоборческой традиции, заложенной после революции.

Не будем чужаками на своей земле

О. Александр: «Почему мои дети изучают основы православной культуры, и почему я рекомендую вам этот модуль? Мы живем в одной стране, и наша культура основана на православии. Задача модуля ОПК - познакомить детей с главными понятиями, которые лежат в основе культуры.

Часто родители предубежденно относятся к этому предмету, боятся, что детей будут насильно учить вере. На самом деле, священника видите только вы, родители. Детей не учат молиться, и не поведут в храм (разве что по вашему желанию - на экскурсию). С ребятами работает учитель, и предмет носит не религиозный, а культурологический характер, рассказывает о православии как о культурном явлении. Разве плохо, если ребенок будет понимать, что такое православный храм, что изображено на картине или иконе, во что верят православные христиане? Мы живем в исторически православном в городе, но порой - как чужаки на своей земле. Когда люди приходят в храм, чтобы крестить детей, они не могут ответить на самые элементарные вопросы, оправдываясь: «Нас в детстве этому не научили». А сейчас - такое время, что основы православия могут дать в школе. И дети вместе с родителями могут узнать об этом.

Второе предубеждение родителей - что класс на этом уроке разделится на две части и, если ребенок окажется в меньшинстве, то как-то пострадает. И родители в душе начинают метаться: сердцем выбирают православие, но поступают, как большинство. Уверяю вас, все это пустые страхи. Выбор нужно делать по совести».

Родители задавали вопросы: «Почему основы православной культуры преподает не священник?» или «Почему так жестко ставится вопрос: православие или атеизм?» Некоторые даже возмущались, что они и в комсомоле были верующими людьми. О. Александр сказал, что не время вести дискуссии, и передал слово учителям.

Воспитывает сердце и чувство прекрасного

Н. В. Суздальцева : «Когда к нам в православную гимназию приходят из департамента образования, то говорят: «Ну, конечно, у вас же дети - ангелы. Такие спокойные, тихие…» Я объясняю, что это - обыкновенные дети, но мне не верят.

На самом деле, когда дети приходят в первый класс, они так же кричат, бегают и шалят, но к пятому классу в них что-то меняется. Когда мы то и дело говорим ребенку «нельзя», мы это говорим немотивированно - нельзя потому что не принято, потому что мне мешает. Но добиться хорошего поведения без внутренней мотивации невозможно. В муниципальных школах ее нет, там ребенку часто не могут объяснить, почему нельзя. А православная культура дает такую возможность. - «Почему нельзя украсть, если я - ребенок, и меня не посадят в тюрьму?» - «Потому что это большой грех, разрушающий твою душу». Православие дает запас других слов, других мотивов. И я заметила, что дети, которые к нам приходят из воцерковленных и многодетных семей, как ни парадоксально, учатся лучше. Почему это так, я сама пытаюсь понять…

Говоря об учебниках курса ОРКСЭ, нужно понять, что светская этика - это не этика строителя коммунизма, а этика, которая складывается сейчас в нашем государстве, где еще нет единой национальной идеологии, точно не определены такие понятия, как свобода, совесть, добро и зло. Именно эту неустоявшуюся этику доносят до нас через учебники. А православную культуру питает тысячелетняя традиция.

В нашей православной гимназии (как и во всех школах) также преподают курс ОРКСЭ. Мы закупили учебники по ОПК А. Кураева, который мне показался пустым из-за отсутствия теории. Казалось бы, что это может дать нам, если мы углубленно изучаем православие? И я разрешила учителю использовать этот час по своему усмотрению, может быть, читать с детьми Евангелие.

В конце первой четверти я поинтересовалась, что они делают. Оказалось, что дети занимаются по учебнику А. Кураева, этот автор раскрывает нравственные понятия через поучительные истории из жизни. Некоторые случаи, например, времен Великой Отечественной войны, прямо за душу берут. Десятилетним детям это очень близко, они начинают рассуждать, придумывают истории и притчи. Этот учебник воспитывает их сердце, учит сопереживать и сострадать ближнему.

Есть и другие учебники ОПК, например, А. Бородиной, который воспитывает эстетическое начало. Когда я листала этот учебник, восхищалась, какая же наша культура красивая! И это - благодаря православию. Святой князь Владимир выбрал православие именно за его красоту. Учебник говорит о православии в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и литературе. Я как учитель русского языка и литературы очень хотела бы, чтобы мой ребенок изучал это только для того, чтобы потом лучше понимать произведения русских классиков.

В свое время для меня было открытием, что фильм Толкиена «Властелин колец» - глубоко христианский по своему содержанию. Он не о хоббитах или орках, а о вечном противостоянии добра и зла. Точно так же, как и фильм «Хроники Нарнии» по произведению К. Льюиса, который любят смотреть наши дети. В этом фильме лев Аслан - прообраз Христа. Если дети это понимают, они могут видеть глубину, а не просто сказку. Это повышает их общий культурный уровень. Таким образом, кураевский учебник по ОПК воспитывает нравственность, а учебник Бородиной - чувство прекрасного, которое мы катастрофически быстро теряем...»

Дает точку опоры в жизни

О. Н. Барышникова работает по учебнику А. Кураева. Она обратила внимание родителей, что, несмотря на то, что все модули принадлежат одному курсу ОРКСЭ, в них имеются разночтения. Например, как будет точнее: НЕ ДЕЛАТЬ другому зла или же ДЕЛАТЬ так, как хочешь, чтобы поступали с тобой? Вроде разница невелика, но она существенна. Недаром для иностранцев часто непонятны мотивы поведения русских людей, «загадочная русская душа». А секрет этой загадки - в ценностях, берущих свое начало в православии.

Для родителей самое важное - научить детей самостоятельно жить в этом мире. А для этого им нужно дать все возможные точки опоры, стержень, который поможет не сломаться в жизни. Учительница задала родителям вопрос: «Что такое этика?» - «Это - нормы поведения». - «Вообще-то внешние нормы поведения называются этикетом. Когда шапочку снять, в какой руке вилку держать… Мы и этому учим, но не всегда бывает результат. И порой нам больно видеть, каким бывает ребенок, даже если он выполняет правила этикета…»

О. Н. Барышникова : «Православная культура учит жить так, чтобы в душе был мир, порядок, покой. Огромный пласт нашей жизни стоит на православной культуре. И если я, родитель, ничего в этом не понимаю в силу своего мировосприятия, должен ли мой ребенок тоже этого не знать? На мой взгляд, чем больше ребенок понимает, тем лучше. Мы на уроках не учим, как правильно перекреститься, но учим понимать себя и окружающий мир. К сожалению, под влиянием общества потребления и в наших детишках есть это: «дай, дай». Поэтому родители должны принимать решения взвешенно, исходя из интересов детей…»

Вскоре после родительского собрания я снова пришла в лицей № 3. Меня (как маму учащихся этой школы) попросили поучаствовать в мероприятии, посвященном здоровому образу жизни; рассказать ученикам 5-7 классов о том, что такое духовное здоровье. Я говорила о том, что у человека кроме тела есть душа и дух, что это такое, и какими болезнями они болеют. Говорила, как позаботиться о чистоте души и воспитании силы духа, о том, что значит любить ближних. Свои утверждения подкрепляла случаями из жизни. Меня поразило то, как сосредоточенно, с напряженным вниманием слушали подростки. Я вспомнила, как однажды побывала на уроке ОПК у Оксаны Николаевны Барышниковой. Ее четвероклассники так хотели отвечать, так тянули руки, что выпрыгивали из-за парт. Подобного энтузиазма и горящих детских глаз на уроке я прежде никогда не видела. В чем тут дело?

Думаю, детям нужен такой разговор, они тянутся к этому, но с ними об этом не говорят. Многие родители и учителя сами плохо ориентируются в вопросе духовных ценностей. Поэтому уроки основ православной культуры очень важны для детей и, особенно, из тех семей, которые не ходят в церковь.

В конце июля Российская академия образования (РАО) предложила провести экспертизу примерного образовательного курса для школьников «Основы православной культуры». До этого данный курс являлся одним из модулей «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), решение о выборе которого предоставлялось родителям учеников 4-5-х классов. Заключение экспертного совета должно было быть вынесено до 22 августа. Как сообщили в пресс-центре РАО, проверку стандарта проводили две организации, одна из которых — МГПУ, а о другой представителю пресс-службы не было известно.

Также до сих пор остается непонятным, кто из учителей должен вести курс по нравственному воспитанию, не считая тех, кто преподает в младших классах. Пока еще ни в одном педагогическом вузе страны не выпускают учителей религии или «духовно-нравственных основ». Московский институт открытого образования (МИОО) в блоке социально-гуманитарных наук предлагает каждому учителю вне зависимости от преподаваемого предмета освоить дополнительную профессиональную программу по ОРКСЭ, в рамках которой есть «Основы православной культуры».

Свое видение Игорь Реморенко представил так: «Разные люди бывают: учителя истории, учителя мировой художественной культуры. Здесь все зависит от кругозора, интересов, способностей каждого учителя. Тут я бы не требовал наличия жестких квалификаций. В нашей школе курс по этике преподавал биолог, потому что он действительно об этом думал, писал статьи».

Суслова Светлана

В 2004 году в рамках Программы сотрудничества в области духовно-нравственного и религиозного образования и воспитания между Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией РПЦ, Дальневосточным государственным университетом (ДВГУ), Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО), утвержденной губернатором края в 2001 году, была создана Лаборатория основ православной культуры ПИППКРО. В канун Дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия произошла встреча с руководителем лаборатории Светланой Владимировной Сусловой.

- Зачем нужно изучать основы православной культуры?
- Самое главное, основы православной культуры позволяют выстроить эффективную воспитательную программу в школе на основании русской традиционной культуры. Традиционная культура не встречает сопротивления в душе ребенка, легко им усваивается, содержит твердую, проверенную веками нравственную составляющую и дает хорошую прививку против страшного информационного давления, которое сегодня производится через СМИ, интернет, средства рекламы, разрушительно влияющих на личность ребенка, воспитывающих эгоизм, гедонизм и культ потребления.

Как смотрится Приморье в желании познать смысл бытия - изучать православную культуру в сравнении с другими регионами России?
- Преподавание основ православной культуры у нас началось в 2004 году в двух городах - Находке и Спасске-Дальнем и Кировском районе. В этом учебном году предмет изучают в 19 районах из 34 всего в 52 школах (8% от общего числа).
Есть в России регионы, где предмет «Основы православной культуры» законодательно установлен частью регионального компонента учебного плана и преподается факультативно или как предмет по выбору для большинства учащихся. Например, в Белгородской области это 9149 классов с охватом более 130 000 учащихся. Не сильно отстают от Белгородской области другие центральные регионы России. Всего по России изучают основы православной культуры 430 000 детей из 39 регионов. Нам до центра еще далеко, хотя для нас этот предмет, может быть еще более важен: мы живем на стыке культур и нам, как никому важно, изучая другую культуру или просто общаясь с представителями иных культур, твердо знать свою.

- А что мешает?
- Исторически меньшая укорененность в русской традиции жителей Дальнего Востока и повышенная осторожность некоторых чиновников. В основном работа строится на инициативе «снизу», хотя поддержка от высшего руководства края и города Владивостока сегодня очень хорошая.

- Сегодня Конституция России дает нам свободу вероисповедания. Как устраняется противоречие между конституционным правом и засильем атеизма в школьных программах?
- Советская школа была частью советского государства построенного на атеистической идеологии. Сейчас государство является светским, т.е. свободным от какой - либо обязательной идеологии. Но дело в том, что основная часть работников образования воспитывалась в советское время, в атеистической идеологии и достаточно консервативна. Например, предметы естественнонаучного цикла. Сегодня есть учебники, которые знакомят учащихся с различными теориями возникновения жизни, в частности, и с теологической концепцией. Но если предмет преподает убежденный атеист, ничего в подаче материала не изменится. Конечно, если учитель знает другие точки зрения, он сможет сформировать правильное понимание проблемы.
Православное мировоззрение неотделимо от русской культуры. Произведения классической литературы, музыки, живописи пронизаны духом православия. У нас в лаборатории есть замечательные фильмы профессора М.М. Дунаева, где анализируются произведения классиков с позиции православного мировоззрения. Они великолепно впишутся в урок литературы. Есть интересные материалы по всем предметам гуманитарного цикла. Такой глубокий подход меняет работу учителя литературы, наполняя ее новым смыслом. Я искренне приглашаю к нам учителей на Курсы повышения квалификации «Православная культура в современной системе социально-гуманитарного образования». Особые возможности открываются для учителей истории, т.к. учебники не дают полной картины взаимодействия церкви и власти в становлении Российского государства. Эти пробелы можно восполнить при наличии определенной подготовки.

Источник: иформационное агенство «Восток-Медиа»


Андрей пишет 16.05.2014

Я работаю в школе и считаю, что изучать основы православной культуры не совсем правильно, так как контингент России является многоконфессиональным и преподавать тогда нужно основы как минимум трех религий - ислама, христианства (православие и католицизм) и буддизм - это три основные религиозные ветви, имеющиеся на территории РФ. Но также не надо забывать, что школа - храм науки, а не религиозных догматов. Преподавать религии как ознакомление с философскими верованиями - это одно, а внедрять в умы детей, что именно неизвестный Бог создал вселенную и прочие недоказуемые факты - это ересь и возврат к средневековью. Фактически, это - второе насильное крещение на Руси. Не надо забывать, что по конституции гражданин России имеет право верить или не верить в Бога. Многие родители верят в Бога по традиции, многие не верят вообще, и по закону -это их право - позволять ли ребенку до наступления совершеннолетия слушать проповеди попов или нет. Школа не имеет права пропагандировать в обязательном порядке религию, либо она должна также пропагандировать и атеистические ценности, которые по большей части подтверждаются фактами и опытами. В нашей школе большинство родителей, да и учеников отказались от изучения этой ненаучной дисциплины, так как доказано временем, что и человек неверующий в обществе ведет себя прилично и соблюдает нормы морали, как и среди верующих много людей нарушающих эти нормы. Многие ученики прямо заявляют, что вера - это их выбор, и они правы, ведь Бог дал право выбора - верить или нет. А сейчас церковь, теряя свой приход, пытается в добровольно-принудительном порядке пропагандировать свои догмы. Но разум пока торжествует над тьмой слепой веры. И на том благодарность эволюции!



Дионисий пишет 17.05.2014

Здравствуйте! Когда я учился школе у нас основы православной культуры преподавали на кружке доп образования. Мне и моим товарищам очень наравилось посещать эти занятия. В дальнейшем я стал ходить в Храм, исповедоваться и причащаться (добровольно). Никого вреда от этих знаний мне не было и не будет. В настоящее время мои дети ходят в воскресную школу. Им очень нравится изучать православие. Сегодня в наших школах очень низкое морально–нравственное воспитание. Забываются понятия совести, целомудрия, уважения к ближнему, любви... Дети предоставлены сами себе и никому нет до них никакого дела. В коллективе зачастую доминируют идеалы нашего современного мира. У мальчиков – крутого ганстера с сигаретой в зубах, у девочек – гламурная леди. Я считаю, что отговорки типа здесь светское заведение не оправдывают разврата. Нашим детям нужно преподавать основы православной культуры!


Тема: Особенности преподавания предмета «Основы Православной Культуры»

в 4 классе «А» МБОУ «Школа №154»

Слайд 1,2 В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, в разделе 1.2., сказано: «Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций».

Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного образования.

Какую бы веру ни избрал для себя ученик российской школы, какое бы мировоззрение ни имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех патриотически воспитанных граждан России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

ОПК – это предмет, который выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. Знакомство с духовной культурой не может ограничиться одним предметом. Оно должно проходить единой содержательной линией через такие предметы, как литература, русский язык, история, музыка, изобразительное искусство и т.п.

Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Слайд 3 Главной целью курса «Основы православной культуры» считаю формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия.

Слайд 4 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установление личных связей ученика с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.

2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры. Отечественная культура насквозь пронизана христианским учением, поскольку в основном русские классики были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.

3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.

4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира.

Формирование основ православной культуры происходит поэтапно: от подготовки к восприятию православной культуры к поиску скрытых смыслов Библейских сюжетов и догматическому учению Церкви.

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на следующих принципах (на слайде 5)

Формы организации духовно-нравственного воспитания разные: интегрированные уроки – ОПК и литература, ОПК и окружающий мир, ОПК и изобразительное искусство, музыка, технология. К основным методам моей работы в данном направлении можно отнести рассказ учителя, работу с иллюстративным, аудио- и видео материалом, с текстами. Ребята выполняют много самостоятельных творческих заданий; с удовольствием посещают храм, умеют и знают как нужно вести себя в храме.

Прежде чем ввести в школе предмет "Основы православной культуры", была проведена определённая подготовительная работа с учащимися и их родителями. Большинство положительных результатов анкетирования меня порадовало. Так как важным критерием введения нового курса является его добровольность.

МОЙ ОПЫТ

Наше знакомство с православной культурой началось гораздо раньше, чем мы с детьми (сегодня 4 класса) начали изучать предмет «Основы православной культуры».

Слайд 6 Еще во 2 классе организовав совместно с родителями экскурсию в Нижегородский Кремль и посетив в её рамках, Михайло-Архангельский собор, я увидела, с каким интересом слушали ребятишки экскурсовода, задавали порой не детские вопросы. И тогда я поняла, что и сама не достаточно знаю о православии, хоть и считаю себя верующим человеком, интересующимся православной культурой. Думаю, именно тогда и появился интерес к изучению этого предмета и у детей, и у меня самой.

Слайд 7 На родительском собрании (это был конец учебного года) я затронула эту тему, показала фотографии ребят в храме. Родители положительно отнеслись к такому направлению, как духовно-нравственное воспитание именно через изучение православной культуры.

Слайд 8 В классе провели фотоконкурс «Православные храмы Нижнего».

Слайд 9,10,11,12 В летние каникулы дети с родителями побывали в разных местах связанных с православными святынями: Дивеево, Муром, Владимир, Суздаль и др. Сама я посетила монастырь на о. Валаам, побывала в Макариевском монастыре, хотелось больше узнать самой и рассказать детям. На классных часах в сентябре дети делились своими впечатлениями: кто-то рассказывал о маленькой церквушке в своей деревне, кто-то побывал в церкви Николая-Чудотворца в Турции. Работали над проектами «Дорога к храму», «Мой ангел хранитель». Последний проект натолкнул меня на мысль побывать в Санкт-Петербурге в часовне Ксении Блаженной, приложиться к мощам, больше узнать о её жизни.

Слайд 13 Приняли участие в городском литературном конкурсе рождественских сказок «Хрустальный олень-2015», ( Слайд 14) городском конкурсе хоров «Рождественская звезда». К светлому празднику Пасхи провели в классе конкурс чтецов «Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!», приняли участие в школьном конкурсе «Пасхальная открытка». Все эти мероприятия можно рассматривать как подготовительный этап к изучению курса ОПК.

15 С начала этого учебного года мы стали изучать предмет, дети уже достаточно много знают о православии, многие начали знакомство с Детской Библией. Уроки наши не сводятся к чтению учебника и слушанию рассказа учителя, дети сами готовят сообщения и презентации по различным учебным темам, делятся своими знаниями и опытом. Например, Асриян Сусана рассказала об особенностях Армянской церкви, обычаях и праздниках.

16 В октябре посетили храм Святого Пантелеймона в Щербинках II , Печерский Вознесенский мужской монастырь. Приняли участие в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» - получили дипломы I и II степени. Родители поддерживают интерес детей к предмету, помогают в подготовке, ведь каждый из них заинтересован в том, чтобы их сын или дочь выросли добрыми, воспитанными, милосердными, духовно-нравственными людьми.

Выводы

Я очень короткое время работаю преподавателем Основ православной культуры, но с уверенностью могу сказать о необходимости этого предмета в школе. К нам в школу приходят дети не просто научиться грамоте, расширить свой кругозор, а понять, для чего им нужны знания, как их можно применить в жизни. Заложить в сердца подрастающего поколения духовные начала – наша прямая обязанность. Когда я готовилась к выступлению, я решила провести опрос учащихся на тему «Как влияет курс ОПК на духовно-нравственное становление их личности». Я предложила учащимся ответить на вопрос (Слайд 17) «Чему вы учитесь на уроках ОРКСЭ?». Подавляющее большинство учащихся в своих ответах говорят о приобретении навыков нравственного поведения:

«учусь добру»

«учусь быть культурным»

«учусь уважать других»

«учусь дружить»

«помогать людям», «быть внимательным и милосердным»

«уважать родителей и старших»

«стараться не совершать плохих поступков»,

«учусь любви и терпению»

Такие ответы детей говорят о том, что уроки ОПК полезны и интересны детям, поставленные задачи решаются, а значит и цель: формирование духовно-нравственной личности через обретение духовного опыта, основанного на традициях Православия - достижима.

18. Закончить свой рассказ я хочу словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского : «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию"

19. Спасибо за внимание

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то