Какие мытарства проходит душа после смерти. Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день? Чувствует ли человек приближение своей смерти

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими , или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как бы того не хотели люди, но всё имеет свое начало и свой конец, не исключение и жизнь человека. Великое творение и подарок Господа даны, как земной путь, конец которого, к прискорбию, ожидаем. Когда человек умирает и его тело предаётся земле, в определённые дни его родные должны провести особые обряды поминовения, а именно: на третий, девятый и сороковой дни.

В этот период по церковным законам душа усопшего завершает свой путь на Земле, и чтобы она смогла сделать это легко и непринуждённо, нужно придерживаться установленных временами традиций, среди которых самой важным является девятый день. Так что значат 9 дней после смерти? И почему они так важны?

Душа после смерти 9 дней ищет дорогу в новый мир, ведь телесно человека уже нет. В этот период родственникам умершего важно не только быть верными традициям церкви, но стараться через боль и страдания отпустить душу близкого, иначе она долго (или никогда) не сможет обрести покоя.

Ведь если её в этом мире держит что-то незаконченное, не сделанное, недосказанное, а положить этому конец она уже не может, то именно родным нужно позаботиться о её спокойствии. И девятый день – лучшее время для этого.

Девятый день очень важен для души умершего человека, но не менее важными есть третий и сороковой дни, как начало и конец “небесного пути”. И именно от правильных действий близких зависит дорога души в вечность.

Душа после смерти: 3, 9, 40 день

После смерти душа человека находит свой “новый дом”, но это не значит, что она забывает прежний, как и людей, живущих в нём. Эта незримая сила становится вашей верой и надеждой на жизненном пути в благодарность за полученный покой и обретение вечной жизни.

День третий

  • Поминки по умершему в этот день совершаются в честь воскресения Иисусу Христа.
  • Два первых дня душа вместе с Ангелом, который сопровождает её, проходит по любимым местам, вспоминая свои радости и горести, сидит у родного дома, как птица, которая свив гнездо, вынуждена навсегда его покинуть.
  • На третий же день Господь разрешает ей вознестись на небеса для поклонения ему и предстать пред лицом Правосудного.

Девятый день

  • Это время поминовения в честь девяти ангельских чинов, которые являются слугами Царя Небесного и нашими защитниками на суде Божьем и могут просить о помиловании.
  • На четвёртый день душа вместе с Ангелом заходит в райские врата и может видеть всю тамошнюю красоту. Так она проводит шесть дней. На это время она забывает всю скорбь, которую чувствовала, будучи в теле, а если была грешна, то начинает укорять себя.
  • На 9-й день Господь повелевает Ангелам привести душу к нему на поклонение. И уже там со страхом и трепетом она предстанет пред троном Всевышнего. И именно в этот день церковь молится о милосердии Бога к усопшему.

Сороковой день

  • После вторичного вознесения души к Господу, Ангелы отводят её в ад, где она может видеть жестокие муки грешников, которые не захотели раскаяться.
  • И в 40-й день душа в третий раз возносится к Богу, и тогда решается её дальнейшая участь – по её делам земным ей назначается место пребывания до Страшного суда.
  • Именно в этот час молитвы родных и близких будут очень нужны, так как с их помощью заглаживаются грехи умершего, что даёт ему право попасть в рай.

Стоит помнить и о годовщине со дня смерти человека. В этот день его также нужно поминать в церкви. Если же для этого нет возможности, то сердечного поминовения родными, близкими и друзьями будет достаточно. Для человека же верующего это день рождения для новой вечной жизни.

9 дней после смерти в православии

Девятины после смерти – самый день поминовения умерших, потому что тело не ранее этого дня превращается в прах, и остаётся только душа. Церковь молит Бога о причислении ушедшего к девяти чинам ангелов, которые, в свою очередь, будут просить Господа принять новопреставленного, простить ему все его прегрешения и даровать новую жизнь рядом с ними.

В православии этот день по праву считается основным в ряду обрядов по упокоению. Душа человека на небе – это труд его семьи на земле, и выполнить его нужно честно и верно.

9 дней после смерти: традиции

Родные умершего в этот день посещают церковь, где необходимо воздать молитвы за упокоение души. Дома же варят кутью:

  • Варят семена пшеницы и смешивают с чем-нибудь сладким, зачастую это сахар или мёд.
  • Блюдо должно получиться достаточно сладким и приятным на вкус.

Значение этой традиции весьма давнее:

  1. Семена – это сама жизнь, потому как посаженные в землю, они дают новое растение. Считается, что так происходит будущее воскрешение.
  2. А сахар и мёд символизируют веру живых в то, что душа обретёт сладкую жизнь в загробном мире.

Что происходит с душой через 9 дней после смерти

Путь души человека после смерти, каков он? Вопрос интересный и важный для любого верующего. Этот путь пролагается ещё во время земной жизни, так как человек после смерти приходит к Богу со всем своим “багажом”, в котором все его радости, беды, страхи, стремления и надежды.

И когда на девятый день душа предстаёт перед Всевышним, эта “ноша” уже не кажется такой ей непосильной, как при жизни, но очень важной, ведь глядя на неё, Господь решает дальнейший путь, в конце которого ждём долгожданное воскрешение. Поэтому на 9 день, поминая усопшего, родные должны вести себя спокойно и смиренно, тихо вспоминать о покойном только самое хорошее.

Зная, что происходит на 9 день после смерти, теперь в самые страшные моменты жизни, когда умирает родной и близкий человек, задумайтесь: сможет ли обрести его душа вечный покой после многочисленных земных страданий. И, может быть, вы своими молитвами, а не слезами, поможете ей в этом.

Ведь мольбы родных людей, как никакие иные, способны на великие чудеса. И тогда ответ на вопрос “Почему отмечают 9 дней после смерти” покажется вам не просто красивой легендой, а будет означать что-то большее.

Пусть хранит Вас Господь!

В разделе Мистика, Эзотерика на вопрос почему помянуют в 3, 9, 20, 40ой день после смерти???? заданный автором Перекрёсток смертей† лучший ответ это Душа человека (матрица подсознания) покидает тело человека в момент смерти. Душа — это осознание своего «Я». Это «Я» долгое время, обычно до 9 дней мучается и не может понять, что она лишилась своего тела и не может общаться со своими близкими. После 9 дней и до 40-го дня душа («Я») уже понимает (осознает смерть своего тела, но еще проживает (витает недалеко от своей могилы и своего последнего места жизни) . После 40-го дня душа «Я») покидает место своей смерти и улетает «жить» туда, куда тянуло всю его жизнь — чаще всего это тихое место, где живут его предки (отец, дед и т. д) . Часто в покинутых старых деревнях существуют «поселения» близких людей, но это тонкие структуры (невидимые для нас, живущих в материальном мире) . Это другое измерение. Но так бывает, только когда, человек свою жизнь праведно (без нарушения заповедей Всевышнего) . Грешников отправляют жить снова в материальном мире. Часто если человек бил кошек, его заставляют прожить жизнь кошки и страдать, когда ее бьют. Ничего в жизни бесследно не проходит
Источник: Древнейшая история народов мира
Анатолий Перминов
Мудрец
(13191)
Нет это мои знания, достигнутые за 40 лет исследований древнейшей истории.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №822

Как правильно поминать усопших?

Елена Ш. , Москва, Россия
31/07/2003

Здравствуйте, дорогой отец Олег!
Когда близкие нам люди умирают, мы совершаем соответствующие обряды. Требуется отметить день похорон, 9 дней, 40 дней, кто-то говорит, что и 20 дней со дня смерти тоже нужно отмечать. В моем понимании поминание — это молитва и память об усопшем. Но я не понимаю, почему на могиле надо обязательно выпить спиртного — обязательно не менее 3-х раз, поставить стопку с кусочком хлеба на могилу, покрошить крошек или насыпать пшено (якобы, «пусть птички помянут»), зачем занавешивать зеркало (говорят, чтобы «покойный себя не увидел»), кто советует до 40 дней ничего не раздавать и не выбрасывать из вещей покойного, кто-то говорит наоборот. Садясь за стол, обязательно надо поставить стаканчик с водкой перед фотографией покойного. Зачем это? Может я неправа, но мне как-то претит собираться на поминки за столом, и превращать печальное событие в застолье с вином. Также говорят: «Мы давно не были у бабушки, у папы, и т.д. (на кладбише). Надо сходить и к дедушке». Но ведь их в земле нет! Наши усопшие там, где им определил быть Господь. Какой же смысл в подобных поминаниях?
Спасибо Вам за Ваше внимание и труд. Спаси Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Р.Б. Елена

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Елена.
Мир тебе и укрепление о Господе!

Усопший человек согласно учению Церкви особо поминется в день погребения, в 3, 9 и 40-й дни со дня смерти и каждую годовщину его смерти.

Хорошо и полезно для души усопшего поминать ее непрерывно все 40 дней подряд, да и всю оставшуюся жизнь. Но выделять особо 20 день не следует, ибо Церковь такого не устанавливала. И уж совсем не допустим, греховен и душевреден для церковного человека обычай поминать усопшего водкой, ставить ему водку на могилу или у его фотографии дома. Этот греховный обычай пришел из языческих тризн. Язычники по-своему верили в загробную жизнь, вот и спешили снабдить умершего различными материальными благами, закапывая их в могилу с телом умершего. Иногда при этом убивались жены умершего и погребались с ним. Ныне это языческое (по-славянски: поганое) наследие сохранилось в виде подношения водки умершему (иногда и сигарет). Церковь решительно осуждает эту поганую практику. Усопшие поминаются молитвами и милостынями.

Раньше существовал добрый обычай созывать в день похорон на поминальную трапезу нищих, калек, голодных, бедных и нуждающихся людей для того, чтобы покормить их и раздать милостыню за душу усопшего человека. Также и вещи покойного раздавались как милостыня за его душу (что особенно полезно в течение первых 40 дней, но и потом тоже). Сегодня этот благочестивый обычай переродился в языческую тризну, попойку по поводу похорон или поминальный обед для приличия (так, мол, принято; изстари повелось и т.п.). Нищих никто намеренно не зовет, о молитве и поминовении не думают. Созывают родных, друзей и сотрудников по работе, едят и пьют водку.

Выпить в меру вина или водки по случаю утраты близкого человек греха нет, ибо Писание говорит, чтобы налили вина скорбящему сердцем и сикеры (крепкий напиток) угнетенному духом. Но никакого отношения к поминовению это не должно иметь. Тем более греховно устраивать попойку по покойнику. Подобными действиями его посмертная участь только ухудшается.

Поминовение усопших на двадцатый день после смерти

У каждого народа свою традиции погребения, но почти всех роднит вера о том, что для человека конечна только земная жизнь, а душа человека вечна. Поэтому столь важны ритуалы захоронения и все последующие традиции поминовения.

Христианская православная обрядность предполагает, что поминки об усопшем организуют минимум 3 раза. Разумеется, изначально поминают покойных в день похорон, и по традиции зовут за поминальный стол всех присутствующих при погребении тела. Следующими поминками, которые предполагают присутствие только близких родственников, будут поминание на 9 дней.

Поминки на 40 дней имеют огромное значение, потому что по христианским канонам, именно на 40 день душа умершего прощается с нашим миром и покидает его. В этот день поминать вместе с родными приходят друзья, соседи, знакомые покойного.

Поминают ли 20 дней?

После смерти душа умершего очень нуждается в нашей поддержке, служители церкви рекомендуют поминать ее весь сорокадневный срок после смерти ежедневно. Специально поминки 20 дней не устраивают, так как церковью эта дата не выделяется. Но по народной традиции в некоторых деревня обычай поминать 20 дней после смерти сохранялся длительное время. Сейчас 20 дней поминают очень редко.

С чем связана традиция поминать усопшего на 20-й день и как проводили поминки?

От того что душа до сорокового дня еще обитает на земле в деревне в канун 20-ого дня поминок отправлялись на кладбище, чтобы позвать покойников на собрание. Для этого до заката родственники усопшего у могилы звали покойников за стол специальными приговорами. Звали не только новопреставленного, но и все его покойных родственников.

Накануне собрания пекли пироги и пели поминальные стихи, молились, просили перед Господом за умершего, к которому душа в скором времени должна прийти на поклон.

На стол, в передний угол, ставили кисель.

В сам день поминальный стол не собирали. Для покойного накрывали, ставили блины или пирог, кисель и чай. У икон зажигали свечи. В этот же день, к вечеру душу провожали, выйдя из дома и произнося молитвы и прощальные слова.

Поминки на 20 дней после смерти

Если вы хотите собраться в узком семейном кругу и помянуть близкого человека, ничего предосудительного в этом нет. Сходите в храм, закажите панихиду, помолитесь за упокой души. Поминая за столом, не устраивайте из этого события застолье, помолитесь, вспомните покойного, поддержите близких в этом горе. Помните, что умерших поминают, прежде всего, молитвой и милостыней.

Поминки у славян

В. М. Васнецов. Тризна по Олегу. 1899.

Первые поминки проводятся непосредственно после погребения. Затем на второй, третий день (в.-слав. третины), в первую субботу (серб.), седьмой (серб., словен.), восьмой (словен. osmica), девятый (в.-слав. девятины), иногда также двенадцатый (полес.), двадцатый день (в.-слав. полусороковины), иногда три недели, повсеместно на сороковой день (в.-слав. сороковины, сорочины), иногда шесть недель, спустя полгода, год со дня смерти, реже в последующие годы. Это так называемые частные поминки (т. е. поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок - поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвященных всем умершим. Поминки являются продолжением и завершением погребального обряда и отмечают последовательные этапы перехода души в иной мир; по прошествии года со дня смерти покойный присоединялся ко всем умершим предкам (родителям, дедам) и лишался индивидуального поминовения (у южных славян частные поминки могли совершаться и дольше - до седьмой годовщины у сербов, до девятой у болгар).

В день похорон

Первые поминки (др.-рус. тризна; рус. обед, стол, горячий стол, горячина, красный стол, поминки; укр. обід, комашня; белор. гарачкі, клёцкі, хаўтуры; болг. трапеза, софра, хляб; макед. ручек, погреп, закопнина, задушница; серб. дапа, трпеза, помен, подушjе; словен. pogrebscina; польск. stypa, uczta pogrzebowa; чеш. hostiny, pohosteni) были обязательными у всех славян. У восточных славян не принято было приглашать к поминальной трапезе, считалось, что каждый участник похорон, даже незнакомый и нищий, может сесть за стол; однако в поминках запрещалось участвовать неженатой молодёжи. У русских обязательно в день похорон подавали кутью, мёд, каши, овсяный, ржаной или клюквенный кисель, в северных районах рыбные пироги, часто блины. Начиналась трапеза с кутьи, а завершалась напитком из мёда, разведённого в воде или браге, или киселём.

В другие дниПоминки на кладбище. Петроград, 1919.

В другие дни проводили панихиду, литию или поминание на литургии, но прежде всего посещение могил, раздачу еды, иногда обед. Как правило, это были более скромные трапезы, чем в день похорон и сороковины; число и значимость этих поминок различны по регионам. У восточных славян обычай посещения могилы на следующий день после похорон (или третий день после смерти) называется «будить покойника» или «носить завтрак покойнику». В с. Линово Путивльского района Сумской области поминки второго дня назывались «в рай вводить»: «Вот нынчи схаранйли, назавтрега у рай уводють. Пайдом на могилки сходим, там падячить на могилках пе́вьчея. Кали́ся, если я схарани́ла мамку, мине ити́ть не сь ким, я сама паднилась, пашла, усе, пабуди́ла, паплакала: «На што ты мене, мая мацька, бросила, как жы ты мине́ адной аставила, я ж адна, как у полю палыни́на». И всё. Приходють двару, со́дюцца абе́дать. Пабе́дали, и ‘пять памяну́ли. Ета завёцца у рай увяли́. И всё». Там же поминки девятого дня называются «погребение»:»Де́вить дней - абе́т справляють у хати. На кладьбишша ня йду́ть. А ў хати паспива́ить, певьчея при́йдеть, паспива́ить, и панахви́ду в це́рькву но́сють на де́вить дней, паслужуть, а та да прика́зують, пайдо́мте, нынчи ж де́вить дней, абе́д бу́дить. Заве́цца пагрибе́ние, де́вить дней».

См. также: Поминальные дни у славян

Поминальная трапеза в иудаизме

В древности евреи совершали поминальные трапезы:

В священном для евреев Танахе часто поминаются подробные родословия с именами умерших предков и других выдающихся деятелей израильского народа.

Современные иудеи, равно как и мусульмане, поминок как таковых не устраивают. По иудейской традиции после похорон для близких родственников начинается шива - семь дней траура. Запрещено устраивать любые застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, тем, кто соблюдает шиву, подают «трапезу сочувствия»: каждый человек должен съесть хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, и немного каши из бобов или варёную чечевицу. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением Суббот и праздников). Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или варёное яйцо). Важно, что близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней шивы те, кто находится в состоянии траура, сидят на низких табуретках, скамейках или просто - подушках.

Однако в годовщину смерти (отсчитывается уже не со дня похорон, а от даты смерти) принято созывать родственников и друзей на памятную трапезу. На ней должны быть праздничные блюда. Но главное - не меню, а Кадиш (поминальная молитва), который произнесёт кто-либо из присутствующих, желательно мужского пола (лучше, если это сделает сын или брат покойного).

Поминальная трапеза в христианстве

В православии

«Поминки», Иван Мырквичка, 1890

Поминки по усопшему в византийско-славянской христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки - в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи; вторые поминки - на девятый день, и третьи - на сороковины (40 дней). В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего. Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки - это не просто еда, это особый ритуал, цель которого - помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все, кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминальная трапеза после похорон

Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно следует навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника. Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи. Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой. Непосредственно перед едой читают христианскую молитву Отче наш (в идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом). В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные для такого мероприятия, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами: «Просим разделить наше горе!». Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по согласию с близкими родственниками умершего, их сажают рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умер кто-либо из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, а спинку стула украшают траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего кладут тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

Фирс Журавлёв. Купеческие поминки.
1876. Государственная Третьяковская галерея

Первым блюдом на поминальном столе выступает кутья (ко́ливо) - каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм - сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом все остальные. Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта (мёд пополам с водой), её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные дни - постная, в иные - скоромная.

Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой («на вынос»), чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели - особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки - милостыня для всех, кто на ней присутствует.

Поминальная трапеза на девятый день (девяти́ны)

Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу - о водворении души усопшего вместе со святыми.

В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминальная трапеза на сороковой день (сорокови́ны, сорочи́ны) Основная статья: Сороковины

Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь - по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни - день рождения, смерти, именины покойного.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Для православного верующего день смерти ближнего - это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

В католицизме

Католики обязательно поминают усопших в День всех усопших верных - 1 ноября. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников. Поскольку Католическая Церковь включает множество поместных Церквей и практикует разнообразие обрядов, местные традиции поминовения усопших по всему миру также весьма разнообразны.

Поминальная трапеза в исламе

Имам аш-Шафи’и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это - сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда до него дошла весть о гибели Джа’фара».

См. «аль-Умм» (1/278).

Учёные отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби.

См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить.

См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»

(Трапеза», 5:2).

Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью /бид’а/. Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества. Один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Джарир рассказывал: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».

Ахмад (2/204), Ибн Маджах (1612). Аль-Бусыйри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).

Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи’и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин. См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/278).

Сам имам аш-Шафи’и писал: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот». См. «аль-Умм» (1/279).

Ученый ханбалитского толка Ибн Къудама писал: «Абуль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн ‘Акъиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного».

См. «аль-Мугъни» (3/487).

Имам Ахмад сказал: «Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого». Он также сказал: «Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо».

См. книгу Ибн аль-Химама «Шарх аль-Хидайа» (1/473).

Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ахкамуль-джанаиз» (стр. 16).

В наше время многие люди ввели обычай резать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом.

См. Мухаммад ан-Наджи: «Некоторые правила похорон», пер. Э. Р. Кулиева.

Поминают ли на 20 дней после смерти

Каждым народом отдается предпочтение своим обычаям проведения погребального обряда и поминальных трапез. Но всех их объединяет вера в то, что только земная жизнь является ограниченной по времени, тогда как душа живет вечно. Поэтому такое большое значение придается соблюдению всех ритуалов захоронения и последующих поминовений. И в этой связи многих интересует вопрос, а поминают ли 20 дней после смерти.

  • В соответствии с христианской православной обрядностью поминки по усопшему должны организовываться не меньше трех раз. Во-первых, поминальный стол накрывается непосредственно в день похорон. За ним собираются все те, кто принимал участие в этом траурном процессе, близкие и родственники.
  • Во-вторых, поминки устраиваются на девять дней, когда за столом собираются только близкие родственники. В-третьих, сорокадневные поминки, которым придается большое значение. Ведь, по православным канонам, именно в этот день происходит прощание души усопшего с земным миром и отправляется в Загробный мир. За этим поминальным столом собираются родственники, друзья, соседи и знакомые покойного.
  • Дальше, как правило, родственники поминают умершего каждый год в день его смерти.

Нужно ли поминать в 20 дней

После смерти человека, его душе постоянно нужна поддержка живущих. Поэтому священнослужителями рекомендуется каждодневное ее поминовение на протяжении сорока дней начиная с этой трагической даты. По церковному канону нет специальных поминок на двадцать дней, однако этой традиции в былые времена устойчиво поддерживались в сельской местности. Сегодня эту дату редко кто выделяет.

Почему именно на двадцатый день делали поминки, и как они проходили

По той причине, что до истечения сорокадневного срока душа продолжает обитать на земле, среди деревенских жителей было заведено накануне двадцатого дня отправляться на погост с целью приглашения покойного на собрание. С этой целью родственниками усопшего до того, как зайдет солнце, читали у могилы специальные приговоры, призывая умершего за стол. Вместе с ним приглашались и другие умершие родственники.

Перед собранием было принято печь пироги и петь поминальные стихи. Также возносились молитвы с просьбой к Господу за умершего, чья душа в ближайшее время должна прийти к нему с поклоном. На столе, установленном в переднем углу, выставлялся кисель.

Непосредственно в день поминовения стол для живых не собирался. В качестве угощения для покойного выставлялись пироги или блины, чай, а чаще всего кисель. Перед иконами зажигались свечи. В этот день полагалось к вечеру провожать душу. Для этого выходили из дома вознося молитвы и произнося прощальные слова.

Поминки по истечении двадцати дней после смерти

Если у родственников имеется желание помянуть усопшего, собравшись узким кругом, то в этом нет ничего предосудительного. Только не надо при этом устраивать большое застолье. Надо помнить, что умершие поминаются в первую очередь не обильным поеданием пищи, а молитвой и милостынею, розданной нуждающимся. Можно также сходить в храм, заказать панихиду и помолиться за упокой души.

Сегодня поминовение усопшего на двадцатый день принято в отдельных епархиях Австралии и Новой Зеландии. Эта традиция поддерживается представителями русского зарубежья. По их убеждению, двадцать дней надлежит считать важной датой, кратной сорока дням. В России это мнение не поддерживается, как и в странах ближнего зарубежья, но при этом никаких возражений против поминовения в двадцатый день не выдвигаются.

Есть еще мнение, что для покаянной души выделены третины, девятины и сорочины для похода к Господу на поклонение. В эти дни она активно поддерживается молитвами живущих. А двадцатый день, называемый полусорочинами, отведен ангелу, чтобы показать душе место, в котором она будет находиться до Страшного Суда, после окончания сорочин.

В узком кругу отмечается годовщина смерти. Как помянуть,кого пригласить, какое составить меню - организационные моменты волнуют семью усопшего. Делами милосердия, молитвами, посещением кладбища следует почтить память покойного.

История возникновения дней поминовения

Поминки (или помин, поминание) - это ритуал в память об умершем человеке. Обычно поминки проводят родственники, если таковых нет - близкие люди, друзья.

Традиция поминовения возникла в связи с христианским учением. В каждой религии существуют свои обряды поминания людей. Адаптированное народное сознание часто объединяет несколько верований в один ритуал.

Христианские традиции являются основополагающими в России. Тем не менее по православным правилам (с заупокойными поминовениями, молитвами) поминают только людей, прошедших обряд крещения. Исключение составляют самоубийцы, некрещеные, неправославные, еретики - за них церковь не молится.

Даты поминания

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни. Блюда с поминального стола раздают друзьям, знакомым, коллегам усопшего, чтоб те вспоминали его.

В день похорон собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Захоронение происходит по традициям региона, в котором проживал человек. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки.

На почтить память усопшего зовут только Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба. Это языческая традиция, неприемлемая для христиан.

На 40 день приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах.

Затем наступает годовщина смерти. Как помянуть,кого пригласить - решают родственники усопшего. Обычно зовут на годовщину смерти самых близких друзей, родственников.

Христианские традиции поминовений

По христианской вере поминание на 3 день после смерти совершается в честь воскресения Христа (на 3 день после казни). На 9 день - в честь которые просят Господа о помиловании усопшего. На 40 день - в честь вознесения Господа.

Церковное предание гласит, что душа со дня смерти находится в скитаниях. До 40 дня она готовится к решению Божьему. Первые 3 дня после смерти душа посещает места земной жизни, близких людей. Затем она облетает райские обители с 3 по 9 день. После чего видит мучения грешников в аду с 9 по 40 день.

Решение Божие происходит на 40 день. Выходит директива о том, где будет находиться душа до Страшного Суда.

Начало новой, вечной жизни - это годовщина смерти. Как помянутьусопшего, кого пригласить, что заказать - это важные организационные вопросы. Ко дню поминания необходимо готовиться заранее.

Годовщина смерти: как поминать

О траурной дате сообщается только тем, кого семья покойного желает видеть на годинах. Это должны быть самые близкие и родные люди, друзья усопшего. Необходимо уточнить, кто сможет прийти. Знание количества гостей поможет правильно составить меню. На случай непредвиденного прихода кого-то из знакомых - порционные блюда сделать на 1-2 больше.

В годовщину смерти следует прийти на кладбище, посетить могилу усопшего. После чего все родственники, близкие приглашаются на Следует отметить, что дни поминовений поводятся на усмотрение семьи усопшего. Последующие обсуждения посторонних людей о правильности ритуала - неуместны.

Приближается годовщина смерти. Как помянуть, как накрыть стол? Важно отметить, что подобные мероприятия удобно проводить в небольших кафе. Это избавит хозяев от изматывающего приготовления различных блюд и последующей приборки в квартире.

Христиане заказывают специальные поминальные службы в церкви. Следует заранее обговорить со священником все мероприятия, которые надо провести. Можно ограничиться домашним чтением акафистов, пригласить в дом батюшку.

Кого приглашать?

В тесном семейном кругу проходит поминание, годовщина смерти. Как помянуть, кого зватьобговаривается родственниками заранее. На годины принято приглашать только тех, кого хочется видеть.

Нежелательные визитеры могут неожиданно нагрянуть на годовщину смерти. Семья усопшего должна принять решение - оставить нежелательного гостя на поминальный обед или вовсе не приглашать к столу. Годовщина смерти - мероприятие только для самых близких людей.

Не стоит устраивать многолюдное сборище. Траурная дата, память об усопшем не повод для шумной вечеринки. Скромный семейный обед, теплые воспоминания о покойном - так проходит годовщина смерти. Как поминать- решают ближайшие родственники покойного. Неторопливая, спокойная обстановка, тихая музыка, фотографии усопшего - достойный способ почтить память.

Как правильно одеться?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище - следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов - уместный выбор для траурной даты.

Как правильно поминать годовщину смерти?Добрыми воспоминаниями в тесном кругу. Можно раздать милостыню - пироги, конфеты, вещи усопшего.

Посещение кладбища

На годины обязательно следует посетить кладбище. Если погодные условия не позволяют (сильный дождь, метель) это можно сделать в другой день. На кладбище следует приезжать в первую половину дня.

За могилой усопшего необходимо следить. Своевременно красить ограду, можно поставить небольшой стол и скамейку. Посадить цветы, прополоть ненужные сорняки, которые придают могиле неухоженный вид. Это годовщина смерти… Как помянуть человека? Прибраться на его могиле, зажечь свечи в специальных стаканчиках, возложить живые цветы.

По христианским традициям синод еще в XIX веке запретил венки с надписями из бутафорских цветов. Такие возложения отвлекают от молитв о душе усопшего.

Можно принести с собой на могилу чай, спиртное, пироги, конфеты. Скромно помянуть усопшего, вылить на могилу остатки спиртного, насыпать крошек - это символ присутствия усопшего рядом с живыми. Такой языческой традиции на поминках придерживаются многие семьи.

В христианстве запрещается что-либо приносить на могилу. Только живыми цветами и молитвами следует поминать покойных.

Как накрывать стол

Сервировка стола для поминок стандартная. Единственное отличие - поставить на стол четное количество блюд. Вилки на траурные даты, обычно, исключаются. Такой момент в годины остается на усмотрение семьи усопшего.

Блюда, помимо обязательных на поминальном столе, готовятся в соответствии с предпочтениями покойного. К интерьеру можно добавить траурные ленты, зажечь свечи.

Для православных - освятить кутью в церкви. Исключить спиртное, придерживаться скоромных и постных дней - от них отталкиваться при составлении меню. Больше внимания уделить не приему пищи, а молитвам об усопшем.

Меню в годовщину смерти

Как и обычные поминки отмечается годовщина смерти. Как помянуть, что приготовить? Обязательными считаются на поминальном столе кисель, кутья, блины. Символом христианства являются рыбные блюда - это могут быть пироги, холодные закуски, копчености.

Из салатов можно приготовить винегрет, свеклу с чесноком, овощную икру. Подать квашеную капусту, маринованные огурцы и грибы. запеченным сыром. Мясную и сырную нарезку.

Для горячих блюд подойдет жареная или запеченная курица (кролик, гусь, утка, индейка). Котлеты или стейки, мясо по-французски или отбивная, фаршированные овощи или Для гарнира - отварной картофель, овощное рагу, жареные баклажаны.

В виде десерта - пряники, сладкие пироги, оладьи, ватрушки, конфеты, фрукты и яблоки. Напитки - покупные соки или сваренный в домашних условиях компот, кисель, лимонад.

Исключить из меню игристые и сладкие вина, так как отмечается не веселый праздник, агодовщина смерти. Как помянуть?Отдать предпочтение крепким напиткам (водке, коньяку, виски), сухим красным винам. Во время застольной беседы принято вспоминать усопшего, его добрые дела на земле.

Поминки в кафе

Чтобы исключить массовую закупку продуктов, приготовление блюд, сервировку стола и последующую приборку - можно заказать небольшой зал в кафе. Чтобы в спокойной обстановке прошла годовщина смерти. Как помянуть, что заказать- помогут сотрудники кафе. Их меню не сильно отличается от домашнего.

Следует заранее предупредить сотрудников кафе, что гости соберутся на поминки. Администратор постарается слишком веселых посетителей держать как можно дальше от родственников усопшего (если речь идет об общем зале).

Обычно на годины принято заказывать небольшой банкетный зал. Тогда празднично настроенные соседи не помешают тихому настроению годовщины смерти.

Если не прельщает кафе, а хочется уютной, домашней обстановки - можно заказать обед на дом. Согласовать заранее меню, назначить время и адрес доставки.

Годовщина смерти: как помянуть в церкви

По христианским верованиям долг живых - молится об усопшем. Тогда самые тяжкие прегрешения могут быть прощены. Церковные заупокойные службы призваны просить о прощении грехов усопших. Не только в дни поминовений, но и в обычные дни можно заказать Панихиду.

Во время Божественно Литургии звучат молитвы об усопших. Непосредственно перед Литургией (или заранее, вечером) подается записка, в которой вписаны имена покойных христиан. Во время Литургии все имена озвучиваются.

Можно заказать сорокоуст об усопшем. Это поминовение в течение 40 дней перед Литургией. Сорокоуст заказывают и на более длительный срок - поминовение на полгода или год.

Обычная свеча об упокоении души - это тоже память об усопшем. В домашних молитвах можно поминать покойного. Существует специальная книга христианина - помянник, куда следует вписать имена усопших.

Во время посещения кладбища христиане читают акафист, совершают литию (ее также совершают перед поминальным обедом, для чего приглашают священника).

Раздача милостыни

В поминальные дни следует уделить внимание делам милосердия. Поминальными блюдами можно одаривать нуждающихся, знакомых, коллег. Это делается для того, чтоб как можно больше людей вспомнило усопшего добрым словом.

Хороший повод для милостыни - годовщина смерти. Как помянуть покойного? Можно раздать деньги, конфеты, печенье нищим у церкви и попросить, чтоб они помолились за покойного, пожертвовать деньги на строительство храма. Нуждающимся знакомым, обычно, отдают вещи покойного.

Милостыня - это доброе дело по отношению к неимущим. Поэтому семье усопшего необязательно раздавать еду, деньги нищим у церкви. Можно в своем окружении найти людей (пенсионеры, многодетные семьи), которым будет важна реальная помощь. Или отнести небольшое подношение в дом престарелых, интернат, дом малютки.

Порядок проведению годовщины смерти

  1. Заранее оповестить о приближении траурной даты, пригласить родных и близких усопшего.
  2. Выбрать кафе или организовать мероприятие в домашних условиях.
  3. Посетить кладбище, могилу покойного.
  4. Поминальным обедом почтить память усопшего.
  5. Раздать милостыню нуждающимся.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то